Сотрудники компании «СберМаркетинг» провели опрос и выяснили, что существуют 2 основных способа войти в сферу рекламы и закрепиться в ней:
-
Пройти стажировку в крупной компании, например, после онлайн-курсов. За этот вариант свой голос отдали 50% респондентов.
-
Второй — окончить высшее учебное заведение по специальности. Такой способ оказался симпатичен 46% опрошенных.
Цель этой статьи — разобраться, нужно ли образование маркетологу, и обращает ли на самом деле работодатель внимание на наличие диплома у потенциального кандидата на ту или иную должность. Если же вам всё ясно, и вы придерживаетесь классической идеи — сначала учёба в вузе и только потом работа, советуем дополнительно ознакомиться со статьей «Где получить образование маркетолога: обзор шести учебных заведений».
Содержание
Нужно ли высшее образование маркетологу
Альтернативные способы обучения на маркетолога
Поступление в колледж
Запись на тематические курсы
Самостоятельное обучение
Аргументы за и против получения маркетологом высшего образования
Предпочтения работодателей в образовании работников
Нужно ли высшее образование маркетологу
Существует мнение, что маркетологу не обязательно иметь диплом, свидетельствующий об окончании среднего специального или высшего учебного заведения. Но при трудоустройстве этот документ всё же спрашивают, особенно, если устраиваться на работу в крупную компанию: банк, производственное или торговое предприятие, маркетинговое агентство полного цикла.
Вас интересует вопрос, с каким образованием можно работать маркетологом на фрилансе? Отвечаем: диплом здесь действительно не главное, достаточно:
-
наличия практического опыта и успешных кейсов, которые лучше нарабатывать на реальных проектах;
-
умения работать с актуальными инструментами — от технологий проведения маркетинговых исследований и аналитики до методов таргетированной рекламы;
-
свободной ориентации в особенностях эффективных каналов коммуникации с целевой аудиторией.
Если же вы хотите стать именно дипломированным маркетологом, без обучения в вузе не обойтись. Выбирая специальность, обратите внимание на рекомендации Общероссийского классификатора специальностей по образованию. Согласно этому документу, ваши основные направления — это «Коммерция (по отраслям)», «Экономика и управление».
Альтернативные способы обучения
Высшее учебное заведение — не панацея. Есть и другие варианты обучения, в зависимости от того, какое образование нужно для маркетолога конкретно в вашем случае. Рассмотрим более подробно обучение в колледже, прохождение курсов и самостоятельное ознакомление с азами профессии.
Поступление в колледж
В колледж обычно поступают после 9 класса, а сам процесс обучения в среднем длится 3 года 10 месяцев. На первом-втором курсах студенты осваивают школьную программу за 10-11 классы, к третьему курсу в учебном плане остаются только профильные предметы.
Учёба в колледже имеет следующие преимущества:
-
это удобная платформа для раннего старта в профессии и возможность заранее понять, подходит ли вам эта специальность;
-
учащиеся колледжа раньше сверстников начинают работать по специальности и накапливать трудовой стаж;
-
имея на руках диплом, свидетельствующий об окончании колледжа, и результаты ЕГЭ (единого государственного экзамена), проще поступить в вуз для продолжения обучения маркетингу.
После окончания учёбы можно работать не только по специальности, но и в сфере инвестиций, торговли, PR, банковского дела, интернет-коммерции.
Прохождение тематических курсов
Хорошо прокачивают скиллы онлайн- и офлайн-курсы по маркетингу, причём не обязательно платные — они могут быть и бесплатными. Сегодня можно записаться на авторские курсы, обучающие программы, разработанные различными маркетинговыми компаниями, онлайн-университетами и школами.
При выборе конкретного курса желательно обратить внимание на 5 важных критериев:
-
отзывы участников курса, размещённые не только на площадке организатора курса или лектора, но и просто в сети;
-
подробный учебный план с описанием рассматриваемых вопросов и сроков изучения каждой темы в отдельности;
-
известность преподавателей — если информации о них нет, к таким «учителям» нужно относиться с опаской;
-
не только теоретические, но и практические занятия, обязательное условие качественных курсов — проверка лектором или его помощником домашних заданий;
-
вручение сертификата после завершения курса, который даст потенциальному кандидату на ту или иную должность преимущество на собеседовании.
Приблизительные сроки прохождения курсов составляют 6-9 месяцев. И чаще всего их выпускники получают на руки не только сертификаты, но и реальные кейсы, которые можно продемонстрировать работодателю.
Самостоятельное обучение
Известный английский философ и социолог 19 века Герберт Спенсер однажды сказал: «Человечество всегда успешнее развивалось только путем самообразования». И это действительно так. Для потенциальных и реальных маркетологов данное условие также характерно, но, как показывает практика, именно вуз даёт ту базу, которая помогает и в организационных, и в других вопросах.
Здесь есть и ещё одна особенность. Неважно, какое образование должно быть у маркетолога, ему всё равно придется постоянно самосовершенствоваться в профессиональном плане:
-
читать специализированную литературу (Котлера, Огилви, Бардена, Беквита, Манна и других);
-
интересоваться психологией человека, основами экономики и бизнеса, менеджментом;
-
подписываться на телеграм-каналы конкретных специалистов и маркетинговых агентств, чтобы быть в тренде;
-
изучать и анализировать кейсы более опытных коллег, которые есть в свободном доступе;
-
тестировать все возможные сервисы и программы по маркетингу, появляющиеся на рынке.
И самое главное — не бойтесь экспериментировать, пробовать что-то новое и нестандартное. Такой подход позволит вам находить эффективные пути решения поставленных задач.
Аргументы за и против учёбы в вузе на маркетолога
Выбрав обучение в университете или другом вузе, вы должны помнить одно простое правило: 80% времени тратится на самостоятельное изучение предмета и лишь 20% учебного времени предназначено для работы с лекторами. То есть в любом случае вам придётся заниматься самообразованием и саморазвитием. Только под присмотром преподавателей это будет происходить организованно и дисциплинированно.
Кроме этого преимущества вас ждут и другие плюсы обучения в высшем учебном заведении:
-
изучение не только профильных, но и вспомогательных дисциплин: финансового менеджмента, бизнес-планирования, психологии коммуникаций, коммерческого права, антикризисного управления и пр. — это поможет вам более эффективно решать заметно больший пул вопросов и задач;
-
получение диплома, который позволит работать в крупных компаниях, уверенно двигаться к руководящим должностям в маркетинге и не только;
-
возможность поучаствовать в различных программах по обмену студентами, выехать на учёбу или работу в другую страну;
-
учёба в вузе — обязательное условие, если вы хотите не только работать по специальности, но и сделать вклад в науку (например, поступить в аспирантуру и со временем стать кандидатом или доктором наук);
-
а ещё в высшем учебном заведении вы сформируете более комплексное мышление, что положительно скажется на вашей будущей работе и улучшении своих практических навыков.
Но достаточно часто на собеседовании проверяют умения и навыки кандидата, а диплом нужен для «галочки». Это первый минус, о котором нужно помнить. И вы сами для себя должны решить, как будущий маркетолог: нужно ли вам высшее образование? Также к минусам можно отнести то, что:
-
многие учебные программы в образовательных учреждениях по маркетинговому направлению устаревшие и в них мало практики;
-
далеко не всегда в аудитории вас будут встречать действительно ответственные и профессиональные преподаватели;
-
полноценная учёба в вузе отнимает много времени, поэтому о работе по специальности можно будет задуматься только на последнем курсе или уже после получения диплома.
Предпочтения работодателей при выборе работника
Напоследок хотим привести данные исследования сотрудников компании HeadHunter. Они выяснили, обращают работодатели внимание на наличие диплома о профильном образовании или нет. На вопрос: «Как вы поступите, если на собеседование придет кандидат с опытом, но без соответствующего диплома?», были такие ответы:
-
78% опрошенных предполагают, что, скорее всего, примут такого человека на работу;
-
16% сказали, что затрудняются ответить;
-
6% высказались против приема на работу кандидата без диплома.
Alt: Нужен ли диплом при собеседовании
Title: Нужен ли диплом маркетолога при приеме на работу
При этом многие работодатели уверены, что отсутствие диплома из вуза у потенциального работника говорит о том, что это хороший работник. Почему? Потому что он смог самостоятельно освоить новую профессию и ему это действительно интересно. Но есть и те, кто считают, что отсутствие диплома указывает на отсутствие у потенциального сотрудника базовых знаний по конкретному направлению.
По нашим же наблюдениям ситуация выглядит следующим образом: высшее образование — это надёжный фундамент для дальнейшего развития. Пройдя такую «школу», вы и на курсах будете себя уверенней чувствовать, и самостоятельное изучение тонкостей профессии сможете организовать на более профессиональном уровне. В этом вопросе сегодня хорошо себя зарекомендовали МГУ им. Ломоносова (Москва), Санкт-Петербургский государственный университет (Санкт-Петербург), Уфимский университет науки и технологий (Уфа), Институт iSpring (Йошкар-Ола), Уральский государственный экономический университет (Екатеринбург), Институт мировой экономики и финансов (Астрахань) и другие.