Руководитель Рособрнадзора Любовь ГЛЕБОВА выступила с лекцией перед аудиторией «МАТИ – Российского государственного технологического университета имени К.Э. Циолковского». Темой публичного выступления послужило качество образования как важнейшего аспекта инновационного развития страны.
Актуальной тему качества заявляли всегда, но только сейчас, по словам Глебовой, пришли от декларации к обоснованной необходимости. Работодатели сегодня не желают тратить время на переучивание молодых специалистов, спешат получать уже вполне квалифицированных профессионалов. Высокий уровень подготовки компетенций, оказался выгоден, следовательно, образовательные учреждения должны ориентироваться на то, чтобы снабдить своих выпускников всеми навыками, которые помогут им стать востребованными.
На лекции присутствовали студенты, аспиранты, преподаватели и сотрудники МАТИ. Аудитория согласилась с лектором, что сегодня технические вузы – в центре внимания государственной власти, а выпускники технических вузов востребованы работодателями. Глебова отметила, что это естественно, ведь образование – это сотрудничество, а, следовательно, в его высоком качестве должны быть заинтересованы и государство, и участники образовательного процесса, и общество.
Качество знаний, навыков, компетенций стало главным стимулом для развития образования. Система по определению уровня подготовки только выстраивается. Как сказала глава Рособрнадзора, наша страна еще только вначале пути. Но некоторые формы оценки уже стали появляться.
Один из таких способов установить итоги процесса образования в конкретной стадии его получения – единый государственный экзамен. Вопросов он вызывает немало. Волнует итоговая аттестация студентов и преподавателей МАТИ. В частности, педагогическое сообщество беспокоит то, что этот экзамен превратился из способа выявления знаний в оценку работы образовательных учреждений. Глебова заверила, что из одной оценочной процедуры составить комплексное представление о том, где оно производится, невозможно. Директив, указывающих, что по результатам ЕГЭ должна оцениваться школа, нет. Этот показатель сегодня убрали из оценки деятельности субъектов Российской Федерации. И Глебова выразила надежду, что такой критерий исчезнет и из распоряжений муниципалитетов, контролирующих деятельность школ:
- Это выглядит так: создали эффективный механизм и стали по нему считать все, потому что так проще. Я точно также как вы категорически против того, чтобы оценивать учителя по абсолютным результатам ученика. Нигде, ни в каком правиле проведения аттестации педагога этого требования нет. Если такое происходит – это нарушение, и мы в рамках своих процедур за это наказываем. И ни в одном нормативно-правовом документе нет того, что хорошая школа та, где много высоких результатов.
Рецептом выхода из этой ситуации Глебова видит в том, что должны развиваться и другие оценочные критерии. Но необходимо вырабатывать их всем вместе, обсуждая возможные риски и негативные стороны. Для того чтобы получить тот результат, который можно было бы оценить, необходимо иметь федеральный государственный стандарт, который формирует процесс обучения. Оценка – это следствие.