24.04.2012 10:57
Новости.
Просмотров всего: 3920; сегодня: 1.

Ректор МФПУ «Синергия» выступил экспертом радиопередачи ИД «Комсомольская Правда»

Ректор Университета «Синергия» Юрий Борисович Рубин выступил в качестве приглашенного эксперта в радиопередаче «Я против!» ИД «Комсомольская Правда». Тема передачи: «Качество высшего образования». В рамках выпуска были проанализированы актуальные вопросы образования.

— Какова Ваша оценка ЕГЭ: его интеграция в российскую систему образования сегодня помогает или препятствует качественному отбору абитуриентов?

Однозначно оценить роль ЕГЭ сложно. С одной стороны, ЕГЭ – это инструмент внешней, независимой оценки знаний, который успешно применяется в общем образовательном контексте: процедура, подобная ЕГЭ, есть во всем мире – в США, Германии и других странах. Проблема в том, что в США базисное высшее образование платное (однако при этом около 40 % учащихся все же получают гранты, стипендии), поэтому, когда абитуриенты рассылают свои результаты в вузы, это не освобождает их от оплаты обучения. Другой пример - Германия: здесь базисное высшее образование бесплатное, компьютеры по итоговым результатам предлагают поступление в конкретные вузы – в этом процессе также не прослеживается связь с оплатой обучения.

В России ситуация другая: базисное образование одновременно и платное, и бесплатное: ЕГЭ приобретает характер некого материального стимула, чего нет ни в американской, ни в других практиках. Дети стремятся получать высокий балл за ЕГЭ, так как это освобождает их от платы за обучение. Соответственно, возникает система мотивации, которой нет в других странах.

Таким образом, сегодня складывается ситуация, что ЕГЭ становится не только внешним элементом независимой оценки уровня знаний абитуриентов, но и материальным стимулом.

— Доверяете ли Вы результатам ЕГЭ?

— Я доверяю ЕГЭ как независимому инструменту оценки качества образования. Однако я убежден, что должны быть и другие инструменты зачисления абитуриентов — собеседования и рекомендации: ЕГЭ не может быть универсальным и единственным инструментом, он эффективен только в системе.

— Целесообразно ли использовать ЕГЭ как итоговую форму отчетности на бакалавриате?

ЕГЭ для бакалавриата в той форме, в которой применяется сегодня в школах, не нужен. Образование высшей школы базируется на моделях формирования профессионально значимых компетенций. В таком случае нужно говорить о качестве результатов обучения, но результаты — это не только знания, но и умение, понимание — сегодня же ЕГЭ в школах базируется на оценке уровня знаний. На данный момент я не вижу возможности заложить в проверку тестовыми заданиями понимания и практических навыков — умения. Соответственно, применять существующую тестовую форму ЕГЭ к проверке уровня подготовки бакалавров нецелесообразно.

Более того ситуация усложняется тем, что ведущим вузам разрешили отступать в процессе подготовки от федеральных образовательных стандартов. В каждом вузе есть собственные научные школы, которые могут конфликтовать в рамках дисциплин: разногласия возникают даже на уровне определения базовых категорий. В связи с этим эффективно согласовать в рамках единой системы проверки знаний эти точки зрения не представляется возможным.

— Каким образом Вы видите разрешение актуальной проблемы неудовлетворенности работодателей уровнем образования выпускников?

Чтобы работодатель был доволен уровнем образования, нужно создавать для этого определенные предпосылки. Первый путь – привлечение вузом работодателей к учебному процессу. У Университета «Синергия» в этой области есть хороший опыт. В рамках факультета Информационных систем и технологий функционирует кафедра «Лаборатория Касперского», руководителем которой является Евгений Касперский. Он сам несет ответственность за уровень подготовки студентов.

Второй путь – участие работодателей в процедурах внешней независимой оценки качества результатов обучения. Теоретически такие механизмы сегодня существуют, однако, как показывает практика, они не работают эффективно. Причина в отсутствии связующего звена: нет сообщества экспертов, которое бы работало в системе оценки качества образования, понимая специфику интересов работодателей.

Советское образование было практико-ориентированным: студентов распределяли и это было правильно: они знали, где будут работать, работодатели знали, кого получат в качестве сотрудника.

— Как отразится на системе образования принятие закона ФЗ №318 от 16. 11. 2011?

Он создаст новую реальность в системе образования. За бюджетные места будет высокая конкуренция, что организует новую систему мотивации, уравняет вузы.

В завершение выступления Юрий Борисович Рубин подчеркнул: «Образовательная программа должна быть гарантией качества: чтобы учреждение гарантировало качество образования программы, нужно чтобы оно ориентировалось на рынок труда, на потребности конкретной отрасли».


Ньюсмейкер: Университет Синергия — 477 публикаций
Поделиться:

Интересно:

Впервые государственное звание «Мать-героиня» получили мамы-москвички
22.11.2024 16:39 Новости
Впервые государственное звание «Мать-героиня» получили мамы-москвички
В преддверии Дня матери в Москве состоялось вручение государственных наград Российской Федерации столичным многодетным семьям. На торжественной церемонии лауреатов отметила Анастасия Ракова, заместитель Мэра Москвы по вопросам социального развития. «Москва — это тот город...
История ювелирного дела в России
21.11.2024 17:36 Аналитика
История ювелирного дела в России
С древних времен людей привлекают изделия из драгоценных металлов. Современные ювелиры в основном специализируются на изготовлении украшений, но исторически эти мастера также производили столовое серебро, декоративную и полезную утварь, а также церемониальные и религиозные предметы...
Аэронавты, совершившие первый в истории полет на воздушном шаре
21.11.2024 09:04 Новости
Аэронавты, совершившие первый в истории полет на воздушном шаре
241 год назад состоялся первый в истории полет человека на воздушном шаре, который изобрели братья Монгольфье. 21 ноября 1783 года из замка в окрестностях Парижа в полет на чудо-аппарате диаметром 15,5 метра и высотой 24 метра, отправились французы - физик Жан-Франсуа Пилатр де Розье и маркиз...
В РФ более 6,7 млн женщин ведут деятельность как ИП или самозанятая
20.11.2024 13:56 Аналитика
В РФ более 6,7 млн женщин ведут деятельность как ИП или самозанятая
В России осуществляют деятельность 4,22 млн индивидуальных предпринимателей, из которых 1,75 млн – женщины. Доля женского предпринимательства среди ИП последние годы относительно стабильна и составляет 41,5%, говорится в исследовании Корпорации МСП, приуроченном ко дню женского...
Что ждет участников Московской молодежной антарктической экспедиции
20.11.2024 11:37 Мероприятия
Что ждет участников Московской молодежной антарктической экспедиции
В столице объявили участников Московской молодежной антарктической экспедиции. По итогам отбора количество мест было увеличено с 11 до 13. Теперь школьники и студенты колледжей смогут отправиться в уникальное путешествие на самый недоступный континент нашей...