На днях Минюст подписал приказ Минздравсоцразвития РФ, разрешающий студентам старших курсов медвузов работать по специальности. Мера вынужденная: ежегодно из российского государственного здравоохранения уходит 22-25 тыс. специалистов. И хотя примерно такое же количество прибывает в профессию из вузов (в 2012 году выпускников будет 22,6 тыс. человек), ситуацию это не исправляет. По данным главы Минздравсоцразвития Татьяны Голиковой, около 20% новоиспеченных медиков не идут в практическую медицину. Российское здравоохранение медленно, но верно превращается в пустыню, признают и чиновники, и врачи.
Медик хочет денег
Около 35% выпускников российских вузов России хотят работать в частных клиниках – такие данные привёл осенью прошлого года Евгений Ачкасов, доктор медицинских наук и член Общественной палаты. Ещё 50% выпускников, согласно данным этого же опроса, хотели бы работать в госсекторе, а остальные 15% пока не определились. Причина того, что процент потенциальных «платных» врачей так велик, заключается, как не трудно догадаться, в деньгах. Сколько же хочет получать сегодня российский медик? Общественная палата выяснила и это:по словам Евгения Ачкасова, после окончания ординатуры молодым специалистам нужна зарплата не менее 20-30 тыс. рублей, а через 5 лет после окончания учебы – до 60 тыс. рублей. Разумеется, государственная медицина сегодня не располагает такими средствами, в то время как частные компании с лёгкостью обеспечивают своим работникам такие доходы.
Причины налицо: молодым специалистам в первую очередь не хватает хороших зарплат. Работа в этом направлении, конечно же, ведётся, но результаты не слишком впечатляют. Недавно Татьяна Голикова озвучила новую меру: с 2013 года зарплаты врачам поднимут, и значительно. В дело вступит страховой тариф: 2% от этих взносов будут направлены на повышение заработной платы медработников и лекарственное обеспечение медучреждений. Но, во-первых, этого ещё только предстоит дождаться, а во-вторых, вряд ли то, что кажется Минздравсоцразвитию «значительным», покажется таким же и молодым специалистам.
Какой же смысл несёт в себе эта мера: разрешить студентам-медикам работать по специальности ещё до получения диплома? Возможно, чиновники рассудили так: студент всегда где-то подрабатывает, и если ему запрещено заниматься своим основным делом, то он идет туда, где разрешено – в официанты, кассиры и т.д. Зачем терять квалифицированную (пусть и не до конца) рабочую силу, особенно в условиях жёсткого кадрового голода? Пусть студенты-медики работают под присмотром более опытных врачей: им и практика, и деньги, а основной медперсонал будет разгружен. Что ж, идея не лишена смысла, попробовать можно, благо и большого риска здесь нет: до работы, требующей высокой квалификации, студентов всё равно не допустят (средний медицинский персонал занимается доврачебной медпомощью, уходом за больными, а остальные работы – профилактические, диагностические, лечебно-реабилитационные – выполняет исключительно под руководством врача).
Вразрез с Конституцией, а что делать?
Сегодня этот приказ Минздравсоцразвития – дело решённое, вскоре он будет опубликован, а ещё через месяц вступит в силу. Но надеяться на то, что он решит кадровые вопросы, конечно же, нельзя. Пока эта мера, несмотря на всю внешнюю обоснованность, выглядит как та самая припарка, которая не помогла ещё ни одному мёртвому. Особые сомнения она вызывает, если вспомнить о положении дел в сельской местности. Сегодня там наблюдается острая нехватка врачей определенной специализации – прежде всего, ревматологов и кардиологов, впрочем, и с остальными кадрами дело обстоит не лучше.
Сподвигнутьмолодых специалистов ехать в российскую глубинку – дело нелёгкое. О механизмах решения этой проблемы говорят уже не первый год, и с каждым разом всё больнее утыкаются в неприятную истину: привлечь в данный моментособо нечем, остаётся только заставлять. Пока власть пошла по «мягкому» пути: в конце 2011 года был принят закон, в котором для молодых специалистов, которые переберутся на село до наступления 2013 года, оговаривается особая стимуляционная выплата. За согласие остаться на селе в течение 5 лет молодой врач (до 35 лет) получит 1 млн рублей «подъёмных» и помощь со стороны местной власти в вопросе обеспечения жильём.
А вот известный российский врач, директор НИИ Неотложной детской хирургии и травматологии Леонид Рошаль считает, что эта мера не сделает село популярнее у молодых специалистов. Во-первых, многих отпугнёт срок в 5 лет – в советское время начинающий медик по распределению должен был отработать в определенном месте всего 3 года. Есть у Рошаля и другие возражения: прежде всего, он предлагает вернуть для всех студентов-медиков, кто учился за государственный счёт,обязательное распределение. По словам известного хирурга, государство сегодня бесплатно учит огромное количество врачей, многие из которых после окончания учёбы вообще уходят из медицины, никак не возмещая государству затраты на своё обучение. «Пока мы не введем для выпускников медицинских вузов, которые обучались за госсчет, распределение, проблему кадров мы не решим, - говоритЛеонид Рошаль. – Я понимаю, что это идет вразрез с Конституцией, но мы должны найти выход».
Пока эта идея не нашла поддержки наверху: возможно, чиновников пугает пресловутая «насильственность» обязательного распределения. Сегодня власть обвиняют во многих грехах, связанных с ущемлением гражданских прав и свобод, поэтому даже заикаться о том, чтобы кого-то к чему-то принуждать после получения высшего образования, чиновники пока не спешат. А зря – возможно, в словах Рошаля есть свой смысл.
«Зубов столько нет!», или Немного занимательной статистики
И пока больницы и поликлиники пустуют, в медвузах, напротив, кипит жизнь. Во время прошлых вступительных экзаменов эксперты были вынуждены констатировать: студентов медиков стало больше, притом на целый 21%. Самый большой приток был зафиксирован в Российском национальном исследовательском медицинском университете им. Н.И. Пирогова, куда студенты неистово ломились на специальность «Стоматология». Конкурс составил около 180 человек на место (!!!). «Зубов столько нет. Японцы искусственные уже выращивают», - усмехнулся тогда Владимир Путин. Но шутки шутками, а законы рынка никто ещё не отменял, и возможно, зубов действительно не хватит на всех. Другие специальности, которые популярны наравне со стоматологами, а то и чуть больше, таковы: клиническая психология, биотехнологии, педиатрия. По мнению Татьяны Голиковой, повышенный интерес к медицинским вузамсвязан с тем, что «государство уделяет большое внимание здравоохранению и определило его в качестве одного из основных».
Здесь соглашаться с министром, пожалуй,было бы всё-таки наивно, молодёжь стремится в медицинские вузы отнюдь не из-за каких-то умозрительных улучшений – куда эффективнее в качестве приманки срабатывает престижность и доходность вышеназванных специальностей. Частные стоматологии сегодня действительно не бедствуют, даже несмотря на жёсткую конкуренцию. Однако перенасыщение этого рынка уже не за горами, и в недалёком будущем сегодняшние студенты-стоматологи имеют шансы повторить судьбу юристов, которые в таком большом количестве появлялись в 90-е. Что предпримет государство? Введёт обязательное распределение, чтобы хоть как-то выровнять баланс, или будет поднимать зарплаты?