В этом году система высшего образования в России переживает кардинальную реформу – впервые в истории бюджетные места распределили между вузами по конкурсу. В связи с подписанием Дмитрием Медведевым законопроекта о введении бюджетных мест в негосударственных вузах 13 апреля был объявлен федеральный конкурс на распределение контрольных цифр приема на бюджетные места. Для участия в конкурсе негосударственные вузы прошли проверку на соответствие следующим критериям:
• наличие государственной аккредитации;
• прозрачность вузовского сайта;
• наличие собственных площадей, на которых ведется образовательная деятельность;
• наличие штата преподавателей, ведущих активные научные исследования.
В конкурсе на получение бюджетных мест участвовали 414 государственных вуза и 87 негосударственных (коммерческие вузы в этом году впервые допущены к бюджетному финансированию). В итоге деньги из бюджета получили все госвузы и 44 негосударственных вуза. Последним давали, в среднем, по 30 – 40 бюджетных мест. Университет «Синергия» по итогам федерального конкурса получил 100 бюджетных мест.
Прокомментировать ситуацию мы попросили ректора МФПУ «Синергия», члена-корреспондента Российской академии образования, почетного работника высшего профессионального образования РФ, доктора экономических наук, профессора, члена совета директоров Европейского фонда гарантий качества E-learning Юрия Борисовича Рубина.
В России к негосударственным вузам существует определенное предубеждение и недоверие, которое зачастую еще и подогревается различными структурами в личных интересах. Связано оно с тем, что государственным вузам мы верим, а вот негосударственным мы не очень верим, потому что считаем: на государственные может повлиять само государство, а на негосударственные влиять некому, кроме собственника. Я убежден, что вузы должны различаться по уровню и качеству образования, а не по форме собственности.
На самом деле, ключевым моментом является эффективность платного и т.н. бесплатного образования. Бесплатное образование может быть чрезвычайно полезным инструментом проведения государственной образовательной политики. В этом контексте не могу не поддержать мнение нового министра образования Д. Ливанова о преодолении синдрома всеобщего бесплатного образования. Ничего кроме тотальной безответственности участников образовательной деятельности (и студентов, и учащихся) прежняя политика не несла. В системе образования должны сложиться отношения взаимной ответственности. И платное, и бесплатное образование должно быть равнодоступным всем категориям учащихся и всем категориям вузов".