Балтийский завод, следуя стратегии развития Объединенной судостроительной корпорации, восстановил утраченные еще в 1980-х годах связи с профильными университетами. В начале лета 2012 года ООО "Балтийский завод - судостроение" заключило соглашения о стратегическом партнерстве с тремя высшими учебными заведениями, а также с Межрегиональным ресурсным центром.
Как сообщила руководитель отдела обучения и развития персонала ООО «БЗС» Елена Чуркина, ее подразделение начало свою работу 1 июня 2012 года. Под его работу отведены музей, 3 учебных класса (компьютерный и 2 лекционных) и один рабочий кабинет. Рамочные соглашения о стратегическом партнерстве были заключены с Государственным морским техническим университетом, Государственным университетом водных коммуникаций, Государственным политехническим университетом.
На первом этапе главной задачей отдела ОРП является восстановление системы повышения квалификации и производственного обучения сотрудников. Принято положение об оплате работ, связанных с обучением. Формируется заново система наставничества. Возобновит свою работу заводская квалификационная комиссия, имеющая право присваивать высшие разряды по рабочим специальностям. Также поставлена задача омоложения трудового коллектива, средний возраст в котором составляет 56 лет.
Первые группы сотрудников уже прошли обучение по программам ядерно-радиационной и промышленной безопасности, организованные новым отделом. В рамках сотрудничества с Межрегиональным ресурсным центром (МРЦ) составляются списки сотрудников для направления их на курсы повышения квалификации по Губернаторской и Президентской программам.
В ближайшее время предприятие также планирует начать масштабное сотрудничество с крупнейшими отраслевыми вузами. В рамках заключенных с ними соглашений на заводе будут организованы филиалы профильных кафедр. Первые группы студентов уже приступили к учебной практике на предприятии. В дальнейшем планируется также организовывать преддипломную и научную практику студентов и аспирантов.
Для укрепления связей с университетской наукой решено, что специалисты завода будут принимать участие в экзаменационных комиссиях вузов, руководить дипломным проектированием студентов.
Столь масштабное сотрудничество с учебными заведениями Балтийский завод начинает впервые за два десятилетия. В советское время на предприятии работал филиал кафедры Политехнического института, но в конце 1980-х годов он закрылся. До конца 1990-х годов завод сотрудничал с двумя ПТУ, готовившими рабочих судостроительных специальностей. Но затем и это партнерство было прекращено.
«Сотрудничество с вузами для нашего предприятия – это не только вопрос подготовки будущих кадров, но и реализация собственного научно-производственного потенциала, - комментирует генеральный директор ООО «Балтийский завод – судостроение» Александр Вознесенский. – Мы сегодня проводим модернизацию производства, внедряем новейшие технические решения. И партнерство с вузами обеспечит нам вовлечение в этот процесс вузовской науки, преподавателей, студентов и молодых ученых».
Балтийский завод основан в 1856 году англичанином Марком Макферсоном. В 1872 году предприятие обанкротилось, не сумев выполнить в срок критическое количество заказов. Его купил с торгов князь Эспер Ухтомский, который на кредитные средства провел модернизацию производственных мощностей. Однако рассчитаться по кредитам новый собственник не сумел, и в 1875 году Балтийский завод снова оказался на грани банкротства. В итоге император Александр II принял решение выкупить эту крупнейшую судоверфь в казну. После этого - с 1876 по 1992 годы - Балтийский завод был государственным предприятием: сначала российским, а затем советским.
В 1992 году Балтийский завод был приватизирован и стал Открытым акционерным обществом. После этого 20 лет предприятие находилось под контролем частного бизнеса: сначала группы «ИСТ», а затем – Объединенной промышленной корпорации. Частные собственники, как и в XIX веке, довели ОАО «Балтийский завод» до банкротства. И в конце 2011 года предприятие вновь перешло под контроль государства в лице Объединенной судостроительной корпорации (ОСК).
Для сохранения трудового коллектива и компетенций в рамках ОСК было создано ООО «Балтийский завод – судостроение», в которое перешла большая часть работников ОАО «Балтийский завод». Новому юридическому лицу были переданы судостроительные и машиностроительные компетенции стратегического предприятия. Основной задачей ОАО «Балтийский завод» остаются содержание в порядке имущественного комплекса завода и защита государственных имущественных интересов в судебных процессах.