Конец года – самое время подводить итоги. Каким стал уходящий 2012 год для профессионалов рынка недвижимости? Что важного случилось и удалось ли решить какие-либо сложившиеся проблемы? Анастасия Мороз, руководитель департамента разработки концепций Управляющей Компании «МОСТ» рассказала о событиях и тенденциях 2012 года.
- Каким уходящий 2012 год стал для вашей компании? Заметили ли вы какую-то тенденцию, сложившуюся на рынке недвижимости?
Анастасия Мороз: Для нашей компании 2012 год был успешным, мы завершили несколько крупных проектов и запустили новые, получили новые объекты в управление. Думаю, что и у других участников рынка результаты не хуже. Уходящий год отметился ростом рынка. Мы почувствовали, что с рынка исчез «кризисный тремор», все как-то успокоились. Многие компании разморозили проекты, кто-то даже инициировал новые. Кроме того, на рынке появились новые форматы (Outlet Village Белая Дача – прим. авт.), что, безусловно, радует.
- Анастасия, была ли в этом году на рынке недвижимости проблема, которую можно было бы назвать «проблемой 2012 года»? Возможно, на рынке есть какой-то наиболее острый вопрос, который так и не удалось решить до конца этого года?
Анастасия Мороз: Одной из основных проблем в последнее время можно назвать социальную недвижимость. Демографический бум, градостроительные нормы и высокая конкуренция на рынке жилья вынудили девелоперов инвестировать собственные средства для строительства детских садов и школ. Проблема в том, что государство далеко не всегда выкупает эти объекты, а принимает их на баланс безвозмездно.
-Стоит ли нам ждать в 2013 году каких-то новых продуктов и решений, которые появятся на рынке коммерческой недвижимости?
Анастасия Мороз: Одним из основных продуктов, который готовится к выходу на рынок недвижимости, является «Концепт-Сити». Это комплексная система решений, упакованная в отдельную услугу. Его целью как раз является решение вышеозвученной проблемы с социальной инфраструктурой. В рамках этого продукта мы разрабатываем концепцию коммерческой функции и социальной инфраструктуры жилого микрорайона. Также мы подбираем ритейлеров и операторов социальной инфраструктуры, которые соответствуют концепции. Это позволяет девелоперу минимизировать убытки, которые он несет, имея дело с обязательной «социалкой».
-Вы занимаетесь разработкой концепции коммерческой функции и социальной инфраструктуры. Расскажите об этой услуге подробнее. Чем она может быть выгодна девелоперу.
Анастасия Мороз: Концепция коммерческой функции и социальной инфраструктуры основывается на потребностях будущих жителей микрорайона. Благодаря продуманной и обоснованной концепции, микрорайон приобретает очевидное конкурентное преимущество. Это позволяет устанавливать более высокую цену за кв.м.
- Проблема концептуальных микрорайонов действительно есть. Вы считаете, что вы единственные, кто предлагает такую услугу?
Анастасия Мороз: Мы – единственные в России, кто предлагает комплексный подход к проектам жилого строительства. Тому подтверждение – услуга «Концепт-сити», позволяющая решить сразу несколько задач девелопера. В первую очередь мы обеспечиваем частичный и иногда полный возврат инвестиций в социальные объекты (детские сады и школы). Во-вторых, мы рассматриваем микрорайон, как целостный «мини-город» со своей инфраструктурой. За счет такого комплексного подхода девелопер получает возможность: 1) повысить стоимость кв.м., 2) получить максимально возможный доход за счет коммерческой инфраструктуры, 3) минимизировать затраты.