23 апреля в рамках Ежегодного московского кадрового форума, организуемого Национальным исследовательским университетом «МИСиС» совместно с Московским государственным горным университетом, прошел круглый стол «Развитие инклюзивного образования: проблемы и возможности». В нем принятии участие представители вуза, общественных организаций, содействующих трудоустройству людей с ограниченными возможностями здоровья, а также целого ряда компаний.
Круглый стол был инициирован Университетом с целью разработки комплекса решений, позволяющих содействовать интеграции молодежи с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) в студенческую среду, а также трудоустройству таких людей в социально ответственные компании.
Как отметила Елена Тимакова из компании KPMG, основной целью инклюзивного образования должно являться предоставление возможностей человеку с ОВЗ успешно трудоустроиться и быть интегрированными в бизнес-сообщество. «Речь идёт не о создании специальных вакансий для инвалидов, а в первую очередь о предоставлении им равных возможностей. Основная проблема при трудоустройстве таких людей не их физические недостатки, а именно недостаток качественного профессионального образования и в том числе знания иностранных языков и компьютерных технологий. Большая проблема – недостаточная социализация этих людей. Инклюзивное образование должно решать эти проблемы», – подчеркнула Елена Тимакова.
София Розенблюм, координатор инклюзивного образования школы № 1540, высказала иную точку зрения. София много лет работает с детьми, страдающими аутизмом (они, имея зачастую более высокий интеллект, отличаются социальным поведением). «Наши дети не готовы к конкуренции в бизнес среде, им нужна помощь. В случае больных аутизмом существует необходимость создания специальных рабочих мест, как это делается в зарубежных странах. Для них требуется создать особые условия, в которых они смогут максимально проявить свои способности и интеллектуальный потенциал. Внешняя среда должна сделать шаг навстречу таким людям, чтобы помочь им получить качественное образование и обеспечить достойное трудоустройство», – отметила София Розенблюм.
Эту позицию поддержала Ольга Голышенкова из Международной ассоциации корпоративного образования, отметив, что наиболее современные программы адаптации студентов в профессиональную среду как раз строятся на учете индивидуальных психологических качеств человека. А Марина Перфильева из Региональной общественной организации инвалидов «Перспектива» подчеркнула, что вузам, чтобы разрабатывать и внедрять качественные программы инклюзивного образования, необходимо установить тесный контакт с общественными организациями инвалидов. Такой подход даст четкое понимание потребностей молодежи с ОВЗ и позволит обеспечить их адекватную социализацию в вузе.
Вениамин Кузнецов, президент РООИ «Российский Союз инвалидов» продемонстрировал свою разработку, позволяющую человеку пользоваться компьютером без зрительного контроля. Незрячий человек посредством специальной клавиатуры со шрифтом Брайля может полноценно работать на компьютере – пользоваться различными программами, в том числе отправлять и получать текстовые сообщения. Также Вениамин Кузнецов продемонстрировал написанное на языке Брайля учебное пособие по работе на компьютере для слабовидящих людей. 100 таких пособий уже изданы и разосланы в специализированные школы-интернаты. Он отметил важность такой работы и поблагодарил специалистов Горного университета за содействие в разработке пособий.
Сергей Хапров, руководитель научно-образовательного центра дизайна и инноваций НИТУ «МИСиС» Inspiratorium сделал обзор образовательных онлайн- ресурсов, посвященных дистанционному образованию. Вера Пожогина, студентка Горного университета, представила работу Студенческого конструкторского бюро, которая призвана помогать в быту людям, вынужденным пользоваться инвалидным креслом.
Участниками дискуссии достигнута договоренность о ряде совместных действий. В частности, МИСиС планирует инициировать совместные проекты с РООИ «Перспектива», Горный университет продолжит работу над методическими пособиями для незрячих. Кроме того, МИСиС предложил свою площадку для регулярных встреч по вопросам инклюзивного образования, в которых смогут участвовать все заинтересованные организации и персоны.