Молодые учителя и преподаватели собрались на Всероссийском форуме «Селигер 2013». В этом году специально для них был открыт дебютный поток «Учитель будущего». Отправным пунктом, объединяющим участников, стала Государственная программа РФ «Развитие образования на 2013 - 2020 гг.».
Участники потока активно обсуждают вопросы, касающиеся ЕГЭ, реформы РАН, воспитательной работы, профессионального образования, объединения образовательных учреждений в федеральные университеты, новых образовательных стандартов и учебников.
Всего на потоке «Учитель будущего» представлено около 30 регионов. А это порядка 600 лидеров сферы образования из разных уголков нашей страны.
По словам руководителя Форсайт центра Университета «Синергия» Андрея Алферова, большинство участников направления – учителя средних образовательных учреждений.
«Молодые педагоги общаются, знакомятся, посещают образовательные программы, делятся опытом. Все это очень важно для развития сферы образования», - считает А. Алферов.
В рамках потока «Учитель будущего» Андрей Алферов провел презентацию «Введение в Форсайт-технологии», где рассказал про инновационные программы, которые могут научить преподавателя работать с новым законом «Об образовании РФ». А в завершение направления будет проведено мероприятие «Выработка дорожной карты общего образования». Для этого А. Алферов провел анкетирование, в котором приняло участие около 100 молодых педагогов.
«Благодаря анкетам можно понять, какие темы и вопросы волнуют учителей в большей степени, что их тревожит, какие идеи они могут предложить для развития сферы образования», - поясняет Андрей Алферов.
Особой темой на потоке, по словам А. Алферова, стали различные образовательные проекты.
«В последнее время в сфере образования появляется много новых стандартов и проектов. Например, в планах столичных властей заняться созданием системы предуниверсариев при вузах. Это будут выпускные классы, в которых обучать профильным предметам станут педагоги не школ, а высших учебных заведений. Университет «Синергия» полностью поддерживает эту идею. Если она воплотится, то преподаватели вуза будут принимать самое активное участие в работе предуниверсариев», - рассказывает руководитель Форсайт центра Университета «Синергия».
Еще один проект, который активно обсуждается на потоке – Профессиональный стандарт педагога, ведь именно там прописаны характеристики учителя будущего.
«Учитель будущего должен быть универсален, чтобы уметь не только давать знания, но и быть проводником к этим знаниям. Таким образом, учитель будущего - это и тьютор, и классный руководитель в одном лице. Он должен уметь общаться, гасить конфликты между педагогами, родителями и учениками», - говорит А. Алферов.
По мнению А. Алферова, учитель будущего должен делать акцент на толерантность и быть максимально компетентным в своих знаниях.
«Учитель должен проходить отбор, как в спецназ, чтобы полностью соответствовать стандартам информационного общества. Это означает, что ему необходимо освоить дистанционную работу, сетевую форму реализации образовательных программ. Словом, учитель будущего должен идти в ногу с современными тенденциями, ведь именно он формирует портрет выпускника школы и вуза», - говорит А. Алферов.
Стоит отметить, что по итогам работы потока будут открыты 40 региональных центров жизненной навигации и проектных лабораторий для детей и молодежи; подготовлено обращение к Президенту Российской Федерации Владимиру Путину с предложениями о внесении поправок в Федеральный закон «Об образовании»; подготовлено обращение к Министру образования и науки Российской Федерации Дмитрию Ливанову с предложением о внесении изменений в механизм подготовки и проведения ЕГЭ. Участники потока «Учитель будущего» сформируют сборник информационных материалов смены с лучшим опытом молодых педагогов.