Блог главного футуролога компании Cisco Дэйва Эванса (Dave Evans)
Скоро начнется новый учебный год. Мой старший сын впервые пойдет в колледж, а через несколько лет наступит очередь его брата. Поэтому для меня вполне естественно раздумывать о будущем образования и о том, какие возможности и проблемы создает для этой сферы технология XXI века.
В последние годы технология оказала на сферу образования очень большое влияние. Но то, что мы видим сегодня, не идет ни в какое сравнение с огромными переменами, которые принесет в ближайшее десятилетие Всеобъемлющий Интернет. Сети, объединяющие людей, процессы, данные и физические объекты, изменят не только места и методы обучения, но и позволят по-новому оценить его содержание и цели.
Когда речь заходит о технологической поддержке учебного процесса, большинство людей начинает думать об онлайновых уроках, результаты которых до сих пор вызыают сомнения. С одной стороны, онлайновые курсы делают высшее образование гораздо более доступным и дешевым. А с другой стороны, далеко не все способны успешно усваивать учебные материалы без регулярного общения и взаимодействия с преподавателем и другими учащимися. Даже лучшие онлайновые уроки не могут заменить спонтанного творческого взаимодействия между учителем и учеником в классе.
Вместе с тем скорость сетевых соединений растет, а стоимость оборудования снижается, позволяя выйти за рамки онлайновых уроков и создать широко доступную, интерактивную, иммерсивную учебную среду, работающую в реальном времени. Вскоре время и расстояние перестанут ограничивать доступ к увлекательному высококачественному обучению. Везде, где есть достаточная полоса пропускания, учащийся сможет подключиться к многофункциональной виртуальной учебной среде, позволяющей слушать лекции, задавать вопросы и в реальном времени участвовать в дискуссиях с другими школьниками и студентами.
Ждать, пока полоса пропускания станет “достаточной”, осталось не так уж долго. Скорость домашних каналов доступа удваивается каждые 21 месяц. Другими словами, на протяжении следующих десяти лет она увеличится почти в 64 раза. Домохозяйство, у которого сегодня скорость доступа - 10 Мбит/с, через 10 лет будет иметь 640 Мбит/с, а те, кто пользуется скоростью 50 Мбит/с, через 10 лет получат канал с полосой пропускания 3 Гбит/с. Этого вполне достаточно, чтобы показывать потоковое видео на каждом квадратном дюйме стен в доме площадью 1 800 кв.футов . Только представьте себе, насколько увлекательные иммерсивные услуги смогут разработать преподаватели для соединений такого типа!
Впроче, дело не сводится к одной скорости передачи данных. Всеобъемлющий Интернет изменит базовые представления о целях и самой сущности образования. Сегодня, согласно общепринятой точке зрения, цель обучения состоит в передаче знаний. Но если все знания мира будут мгновенно доступны любому владельцу смартфона или очков Google, чему тогда учить в школе? Возможно, целью обучения станет не столько заучивание информации, сколько анализ, оценка и использование безграничных объемов доступных данных. Возможно, учить придется, в первую очередь, критическому мышлению, совместной работе и навыкам общения. Возможно, вместо готовых ответов преподаватель будет учить правильно задавать вопросы...
Я знаю, что технология никогда не заменит живого личного общения, в которое окунется мой сын в сентябре. Но технология может дополнить и обогатить традиционные занятия в аудиториях. Я надеюсь, что учебное заведение, в которое поступил мой сын, разовьет у него навыки, необходимые в XXI веке, и поможет ему в полной мере воспользоваться достижениями современной технологии.
О компании Cisco
Cisco, мировой лидер в области информационных технологий, помогает компаниям использовать возможности будущего и собственным примером доказывает, что, подключая неподключенное, можно добиться поразительных результатов.
Чистый объем продаж компании в 2013 финансовом году составил 48,6 млрд долларов.
Cisco, логотип Cisco, Cisco Systems и логотип Cisco Systems являются зарегистрированными торговыми знаками Cisco Systems, Inc. в США и некоторых других странах. Все прочие торговые знаки, упомянутые в настоящем документе, являются собственностью соответствующих владельцев.