Судя по всему, будущим выпускникам школ следует бояться только плохой и несвоевременной подготовки: Министерство образования и науки отложило внесение серьезных изменений в ЕГЭ еще на год, дав абитуриентам-2014 небольшую передышку.
Федеральный институт педагогических измерений (ФИПИ) опубликовал планируемые изменения ЕГЭ в 2014 году: уточнены критерии оценки заданий с развернутым ответом в экзамене по русскому языку; стало на одно задание меньше по химии; усовершенствованы критерии оценки и увеличен максимальный балл за работу по обществознанию – с 59 до 60 баллов. Вот, пожалуй, и все.
– Несмотря на все сложности, система ЕГЭ уже прижилась. Если мы спросим тех, кто сейчас учится в вузах, хотели бы они сдавать экзамен в традиционной форме, скорее всего, мы получим ответы в пользу ЕГЭ, – считает советник заместителя министра образования и науки на общественных началах, вице-президент по образовательным программам компании Maximum Павел Мрдуляш. – Сегодня другого способа проверки знаний у нас нет. А значит надо научиться ЕГЭ сдавать. И если в начале 11-го класса вы понимаете, что вам нужна дополнительная подготовка, то необходимо определить слабые места ученика и начать над ними работать. Конечно, не стоит забывать, что основное слабое место – это отсутствие знаний, но если знания есть, то надо научиться подавать их в нужной на экзамене форме. И сейчас самое время над этим задуматься.
Что касается самих экзаменов, то, как показывает статистика за последние годы, не так уж страшен обязательный ЕГЭ по русскому языку. Средний балл по этому предмету медленно, но верно увеличивается, а процент тех, кто не набрал минимальный балл, снижается. Так, в 2010 году средний балл составлял 58,2, а в 2013 – уже 63,4, в то же время процент не сдавших экзамен снизился с 3,7% до 2,2%. Увеличилось и число выпускников, получивших 61-80 баллов. Это свидетельствует о том, что уровень подготовки по этому предмету растет, а экзамен совершенствуется.
С ЕГЭ по математике ситуация несколько иная. Дело в том, что число не сдавших ЕГЭ по этому предмету не падает. Наоборот, за три последних года оно выросло с 6,1% до 8,6%. В рамках России это означает, что 74 тысячи выпускников не получили аттестаты о среднем образовании. Несмотря на это, ФИПИ ведет неуклонный курс на повышение статуса математики в среднем образовании, справедливо полагая, что знание этого предмета является одним из важнейших для современного человека. Так, в 2010 году в ЕГЭ по математике была включена геометрия, а это заставило учебные заведения вернуть ее и в школьный курс, что, безусловно, можно считать положительным моментом.
Основные проблемы ЕГЭ на сегодня заключаются не в самом экзамене, а в форме его проведения. Отказ от ЕГЭ не приведет к повышению качества образования наших школьников, но сведет на нет усилия по снижению коррупции при поступлении в вузы и лишит тысячи талантливых учеников из глубинки возможности получить высшее образование. А вот совершенствовать сложившуюся систему необходимо, и, возможно, со временем мы придем и к дифференцированным по сложности экзаменам, и к обязательному ЕГЭ по иностранным языкам, и к личному портфолио, но все это не отменит, а дополнит систему оценки знаний, основу которой заложил ЕГЭ.