20 марта, ровно в 12.00 по местному времени, школьники со всей страны примут участие в «Глобальном экологическом стоп-кадре» исследовательского проекта ГлобалЛаб (Глобальная школьная лаборатория) и измерят параметры окружающей среды под руководством своих педагогов.
Выбранная дата проведения — 20 марта — глубоко символична: это начало астрономической весны, время, когда природа пробуждается от зимней спячки. И уже сама подготовка к проведению «Стоп-кадра» вдохновляет и детей, и взрослых по-новому взглянуть на окружающий мир, ведь смысл проекта заключается в том, чтобы сделать моментальный экологический снимок природы Земли. А значит, все измерения должны проводиться в один и тот же день, в один и тот же час. Такое условие не означает одновременность в привычном смысле этого слова, когда «в Москве 3 часа дня, а в Петропавловске-Камчатском — полночь». Все измерения проводятся в истинный, или астрономический полдень, определяемый участниками проекта с помощью самостоятельно изготовленного прибора — гномона. Так дети, физически разделенные расстояниями и часовыми поясами, как бы преодолевают эти препятствия, становясь членами одной большой команды проекта.
В рамках «Глобального экологического стоп-кадра» ученики 3-5 классов проведут измерение температуры воздуха, снежного покрова и почвы; опишут состояние облачного покрова и высоту солнца над горизонтом; выяснят, какие виды птиц окружают их в это время года. Загруженные в базу ГлобалЛаб данные от всех участников «Стоп-кадра» будут тут же визуализированы на сайте и доступны для изучения всеми заинтересованными специалистами.
Исследование федерального масштаба, проведенное в форме активного урока на свежем воздухе, поможет школьникам глубже изучить школьную программу и повысить уровень знаний по природоведению. Кроме того, для большинства «Стоп-кадр» станет первым опытом исследовательской работы — школьники смогут проследить, как меняется климат в зависимости от географической широты. Преподаватели, рассказывая об огромном интересе учеников к проекту, отмечают, что с его помощью им уже удалось сплотить классы в настоящие научно-творческие коллективы. Многие учителя отмечают, что даже у неуспевающих обычно учеников появляется интерес к науке.
В прошлом месяце «Стоп-кадр» привлек сотни классов со всех регионов России. Особенно отличились школьники из Москвы, Ставропольского края, Удмуртии, Марий Эл, Курганской, Мурманской и Брянской областей. Мартовский экологический стоп-кадр обещает стать еще более массовым, а значит, возрастет и точность получаемых данных. И самое главное, возрастет количество школьников, увлеченных исследовательской работой. Может быть, именно они пополнят ряды молодых российских ученых будущего десятилетия.
ГлобалЛаб — это бесплатная образовательная платформа, ориентированная на учащихся, их родителей и преподавателей. Объединяя их для проведения совместных проектов в различных областях знаний — от литературоведения до ботаники, ГлобалЛаб дает возможность детям почувствовать себя настоящими учеными, сделать свой вклад в серьезное исследование и завести новых друзей по всей России.