МФПУ «Синергия» предлагает вернуться к вопросу о сокращении новогодних каникул и в целом количества праздников в течение года. Администрация вуза была вынуждена задуматься об этом, оценив эффективность работы персонала в январе и мае.
Напомним, что в 2014 году россияне отдыхали 8 дней в январе, а в мае – 4 и 3 дня с небольшим перерывом. Грядет 4-дневный отдых в июне, приуроченный к празднованию Дня России.
Если заглянуть в недалекое прошлое, то с 2010 по 2012 год новогодние каникулы длились 10 дней. В 2013 году время отдыха россиян на Новый год и Рождество сократилось до 7 дней, а в 2014 составило 8 дней. Но на следующий год прогнозируется, что январский отдых будет длиннее, чем во все предыдущие годы: с учетом переносов он может растянуться на 11 дней. Даже сами отдыхающие называют это перебором. Но кто же откажется от такого подарка, если эта возможность предусмотрена законом?
Вполне закономерно, что, в отличие от работников, работодатели не в восторге от такого прогноза. Это стало еще одним поводом в очередной раз переосмыслить проблему «расслабляющего воздействия» затяжных праздников.
Фактически всю первую половину января и первую половину мая в коллективе царит нерабочая атмосфера, констатируют в Университете «Синергия». Сотрудники отвлекаются от работы, меньше успевают сделать, проводят много времени в разговорах о планах на выходные, а затем еще больше – когда делятся впечатлениями о том, как провели праздники. Время проходит на рабочем месте абсолютно непродуктивно.
«Речь идет о серьезных потерях эффективности, потому что одно дело, когда лишь отдельные сотрудники с трудом перестраиваются на рабочий лад, и совсем другое, когда деловая активность всего тысячного коллектива падает до нуля. Пора уже посмотреть правде в глаза: наша национальная любовь к праздникам приносит серьезный вред бизнесу. Это нельзя игнорировать дальше», – говорит директор центра социальных исследований Университета «Синергия» Мария Филь.
В вузе учли и мнение психологов. Они утверждают, что обычно адаптация человека к рабочему ритму после праздников длится 2-3 дня. Предвкушение праздников тоже расхолаживает: дня за 2-3 у работников снижается ответственность, появляется как бы «законный» повод для лени. Таким образом, потерянное с точки зрения работодателя время увеличивается еще на 4-6 дней.
С точки зрения психологии, у каждого человека есть склонность к регрессу, а праздник запускает регрессивные установки. Накануне длительных выходных поведение сотрудников напоминает детскую уловку: они прекращают работать, подсознательно рассчитывая на «обнуление» памяти в будущем, т.е. на то, что спустя какое-то время об этом уже никто не вспомнит. Такие установки эмоционально заразительны и чаще всего распространяются не только на подчиненных, но и на руководителей: те закрывают глаза на невыполнение персоналом обычных обязанностей, снижают требования.
В Университете «Синергия» предлагают брать пример с тех европейских стран, где Новый год празднуют только один день – непосредственно 1 января, а так же применить это правило к другим праздничным датам – устанавливать выходные непосредственно в дни праздников и не совмещать их с субботой-воскресеньем.