Эксперты Университета машиностроения (МАМИ) приняли участие в Круглом столе «Инженерные соревнования в высшем образовании», который прошел 10 декабря в МГУ имени М.В. Ломоносова в рамках Всероссийского студенческого форума-2014.
На Круглом столе представители высших учебных заведений и экспертного сообщества обсудили новые форматы, применяемые в высшем техническом образовании по всему миру, в частности образовательные игры и инженерные соревнования. Интерактивные форматы в высшем образовании сегодня широко применяются как в вузах, так и в школах: помимо новых интересных форм обучения, инженерные игры для старшеклассников – один из инструментов отбора перспективных абитуриентов для высших учебных заведений.
Необходимость новых форм и стандартов в обучении специалистов инженерных специальностей обусловлена современными макроэкономическими реалиями, постоянно изменяющимися условиями и производственными задачами. Современный инженер – это не просто специалист в своей области: он должен уметь оперативно решать задачи реального рынка, соответствовать требованиям отрасли.
«Сегодняшний круглый стол – знаковое событие: оно говорит о том, что образовательные технологии, еще недавно считавшиеся маргинальными и экзотическими, постепенно становятся массовой практикой для инженерного образования, - считает Владимир Тимонин, проректор по развитию Университета машиностроения. - Это осознает и вузовское сообщество, и власть. Современного инженера невозможно подготовить в традиционной лекционно-семинарской системе. В инженерных соревнованиях студенты самостоятельно проектируют, создают, испытывают и выводят на рынок сложные технические продукты. Это отличный инструмент для формирования таких необходимых компетенций, как умение работать в команде, находить решения на стыке профессиональных областей, создавать проекты и управлять ими. Сегодня все студенты, обучающиеся в Университете в рамках новой системы, с первого курса погружаются в командную проектную деятельность, и международный успех не заставил себя ждать: инженерная команда «Формула студент МАМИ» стала лучшим проектом FSAE в России, инженерная команда Smartmoto – чемпионом мира в Испании и чемпионом России в 2014 году. Уверен, что это только начало, поскольку принцип инженерных соревнований теперь – системообразующий элемент обучения в Университете».
Университет машиностроения сегодня – один из немногих вузов, имеющих опыт успешной интеграции новых образовательных форматов в учебный процесс. В октябре 2014 года в Университете состоялся турнир «Инженерный старт», в котором приняли участие более 750 первокурсников инженерных специальностей; кроме того, были проведены STEM-игры* «Орбита» и «Пандора» (компьютерные симуляторы научно-исследовательской деятельности). В регулярный учебный процесс также были внедрены стандарты и методики World Skills.
*Образовательные игры в сфере STEM (Science, Technology, Engineering, Math) дополняют традиционное обучение в естественно-научной и технической области.
Их цель — помочь школьникам и студентам преодолеть пропасть между учебными задачами и настоящей деятельностью ученого и инженера.
STEM-игры — это модели геологии и атмосферы, экологии и астрофизики, а иногда — целых планет. Взаимодействуя с ними, учащийся сам выбирает стратегию исследований или переустройства мира, то есть действует не как ученик, а как самостоятельный исследователь или генеральный конструктор.
Чемпионаты рабочих профессий WorldSkills – это своего рода Олимпиады молодых профессионалов, основанное на жестких международных стандартах и требованиях. Университет машиностроения сегодня – единственный российский вуз, который интегрирует стандарты WorldSkills в свои образовательные программы. По мнению руководства Университета, внедрение соответствующих курсов и методик позволит сделать шаг вперед в подготовке инженеров, владеющих не только академическими знаниями, но и необходимыми в высокотехнологичных областях прикладными навыками.