Перспективные российские студенты больше не хотят создавать start-up проекты, а стремятся стать белыми воротничками. Максимальные зарплатные ожидания характерны для студентов 1 курса – почти в 3 раза больше, чем у студентов старших курсов. Таковы лишь некоторые результаты исследования, которое проводила компания Changellenge>>, опросив 3000 студентов из лучших вузов России.
С 16 июня 2014 по 1 февраля 2015 года агентство Changellenge>> проводило исследование рынка труда, чтобы выявить ожидания и предпочтения молодых специалистов в условиях кризиса и нестабильности рынка труда.
Особенность исследования в том, что оно сфокусировано на целевой аудитории студентов с высоким потенциалом, которые в перспективе могут возглавить компании. Критериями отбора студентов выступали вуз, уровень владения английским языком, высокий средний балл и участие в кейс-чемпионатах. Им было предложено выделить, какие инструменты для привлечения молодых специалистов являются для них наиболее интересными, выбрать между офисной работой и открытием собственного дела. Кроме того они оценивали привлекательность 57 компаний, успешно развивающих свой бренд работодателя и активно работающих с привлечением молодых сотрудников.
Исследование Changellenge>> позволило создать три рейтинга работодателей по разным критериям: интерес к компании (привлекательность компании для начала карьеры), отправка резюме (востребованность компании как работодателя) и продолжение карьеры через 3 года. Последний пункт позволяет выявить долгосрочную перспективу, что особенно актуально для студентов с высоким потенциалом, склонных часто менять место работы. Также методология Changellenge>> преднамеренно учитывала только компании, которые занимаются продвижением бренда работодателя (employer brand), именно поэтому в список компаний не были включены некоторые крупные компании (например, Роснефть или BMW), традиционно занимающие высокие места в рейтинге работодателей, но не проводящие активности по взаимодействию со студентами. Это позволяет оценить оценить непосредственно бренд работодателя компании, а не их потребительский бренд.
«Лучшей компанией-работодателем для начала карьеры» стала компания «Газпром нефть», набрав 31%. Второе и третье место заняли Google (30%) и McKinsey (22%). В первой десятке также оказались Лукойл Оверсиз - 18,3%, Yandex -15,7%, Unilever - 14,4%, EY-13,8%, PwC -13,6%, P&G -12,8% и BCG -12,3%.
Топ-3 самых популярных компаний-работодателей, куда студенты и выпускники ведущих вузов намерены отправить или уже отправили резюме, возглавили «Газпром нефть» (24,5%), EY(15,8%) и McKinsey (15,7%). Далее по списку идут KPMG 15,5%, Лукойл Оверсиз -15,5%, PwC -15,2%, Google -15,1%, Unilever 14,9%, Сбербанк -12,3%, P&G - 12,1%. Важно отметить, что для ряда компаний наблюдается расхождение: аудиторские компании и отечественные банки не считаются студентами привлекательными для начала карьеры, однако они охотно отправляют в эти компании резюме, и в то же время не рискуют отправлять резюме в международные ИТ и консалтинговые компании, хотя считают их крайне привлекательными.
Лучшими компаниями для продолжения карьеры стали «Газпром нефть» 29,4%, Google - 24,7%и McKinsey - 20,4%. В топ-10 также попали Лукойл Оверсиз - 17,1%, BCG - 11,0%, Unilever -10,6%, Yandex - 10,5%, EY -9,5%, Goldman Sachs - 9,4%, Microsoft -9,4%. Стоит отметить, что в нефтегазовые, IT и консалтинговые компании резюме подают чаще, чем предполагают продолжить в них карьеру. Обратная ситуация наблюдается для отечественных банков, FMCG и аудиторских компаний – они менее привлекательны для продолжения карьеры, но количество поданных резюме в них может даже превышать показатели лидеров рейтинга.
Самыми привлекательными компаниями для выпускников и молодых специалистов в своих отраслях стали: Unilever в FMCG, Альфа-Банк в банковской сфере, Goldman Sachs в инвестициях, Google в IT, «Газпром нефть» в нефтегазовой отрасли, EY в аудите и McKinsey в консалтинге.
Результаты исследования также показали тенденции и изменения в предпочтениях, которые можно наблюдать на рынке молодых специалистов. Так, например, активные студенты предпочитают узнавать о деятельности компаний через кейс-чемпионаты, мастер-классы в вузе и конференции от компаний, тогда как ярмарки вакансий и сайты поиска работы меньше интересуют именно этих студентов. Для студентов с высоким потенциалом они не очень интересны, поскольку не дают вовлеченности в бизнес компании.
Отвечая на вопрос о своих долгосрочных жизненных планах, участники выбирали стабильную карьеру в крупных компаниях, стремясь стать специалистами и профессионалами в конкретной отрасли. Подавляющее большинство (71,6%) студентов и молодых специалистов стремятся быть специалистами высокого уровня в компаниях. Около 43% хотят стать экспертами в определенной области. Упала популярность на start-up проекты. Только 26,4% хотят открыть свое дело.
Для студентов и выпускников ведущих вузов важными факторами выбора компании-работодателя по-прежнему остаются (и становятся все более актуальными) размер заработной платы, интересная работа и быстрый карьерный рост.
В среднем студенты и выпускники рассчитывает на вознаграждение в размере 27,3 тысяч рублей в период прохождения стажировки и вознаграждение в 45-50 тысяч на постоянной работе. Самые нереалистичные зарплатные ожидания характерны для студентов 1-2 курса (от 100 и выше), с продолжением учебы они корректируются до 30-50 тысяч и начинают снова расти только у выпускников от 1 до 3 лет с момента выпуска (до 70-100 тысяч рублей).
Кроме того, самые популярные компании были выявлены для городов с наибольшим количеством участников голосования. В Москве такой компанией стала McKinsey, в Санкт-Петербурге – «Газпром нефть», а в Екатеринбурге и Новосибирске – Google.