В Алтайском государственном университете провели круглый стол «Профориентация: современные технологии, эффективное сотрудничество», в работе которого приняли участие представители органов власти Алтайского края и местного самоуправления, предприятия — партнеры университета, руководство школ, учреждения дополнительного образования и все заинтересованные субъекты, которые осуществляют профориентационную деятельность.
Партнерство между учебными заведениями и предприятиями города и края позволяет установить прочную связь «школа — вуз — работодатель». Новые способы профориентации школьников и вопросы современного образования и трудоустройства были вынесены в повестку дня круглого стола, основными спикерами которого выступили первый проректор по учебной работе Е.С. Аничкин, начальник управления по работе с абитуриентами и содействия трудоустройству выпускников Е.Н. Гончарова, ведущий инспектор КГКЦ «Центр занятости населения г. Барнаула» В.В. Лузина, главный специалист комитета по образованию г. Барнаула Л.П. Первун.
Для того чтобы обеспечить экономику региона кадрами, которые необходимы для ее устойчивого развития, в октябре 2014 года Администрация Алтайского края утвердила государственную программу «Кадры для экономики на 2015–2020 гг.» Ведущий инспектор КГКЦ «Центра занятости населения г. Барнаула» В.В. Лузина рассказала об этом подробнее в докладе «Первоочередные задачи государственной программы Алтайского края “Кадры для экономики”».
«Приоритетными направлениями государственной политики в сфере реализации программы являются: обеспечение экономики региона трудовыми ресурсами, улучшение качества рабочей силы и профессиональной мобильности, повышение квалификации рабочих, развитие системы профессиональной ориентации. Последние исследования показали, что в настоящее время более 30 % выпускников к концу обучения не сделали профессиональный выбор; около 50 % не знают, какие профессии востребованы на рынке труда; около 70 % выбирают вуз в качестве места учебы, в то время как в структуре спроса дефицитом трудовых ресурсов являются рабочие профессии. Сфера профессиональных предпочтений школьников сегодня резко смещена в сторону вузов», — отметила Вера Витальевна.
На круглом столе был представлен отчет о работе профильных школ, существующих при многих крупных вузах и ведущих профориентационную работу преимущественно в летний период.
«В основном работа ведется с одаренными школьниками и позволяет привлекать их в качестве абитуриентов. Летние школы проводятся как на базе самих вузов, так и на базе оздоровительных лагерей. В планах АлтГУ на 2015 год – продолжить инновационный проект и провести на базе оздоровительного лагеря «Каникулы» математическую школу для учащихся 7-8 классов. Кроме того, будет действовать еще и гуманитарный проект. Такой опыт обязательно будет расширяться», - отметила заместитель начальника управления по работе с абитуриентами АлтГУ Л.М. Григорьева.
«Наши дети хорошо знают изучаемые предметы, но по окончании школы они не востребованы на рынке труда без специальности, и поэтому они вынуждены обучаться дальше. Зачастую молодежь рассматривает обучение в вузе не как выбор будущей профессии, а как некий период взросления, который надо где-то пересидеть: "Пока учусь, определюсь, чем я хочу заниматься". Вузы как раз нацелены на то, чтобы осуществить профориентацию через деятельность. Нам надо искать такие варианты взаимодействия, благодаря которым наши цели совпадали бы с интересами, потребностями и внутренней мотивацией ребенка», - отметила директор лицея № 130 РАЭПШ О.И. Шарапова.
Ольга Ивановна затронула проблемный вопрос о мотивации школьников для поступления в вуз и рассказала об опыте соотношения учебного процесса и научно-исследовательской деятельности школьников лицея № 130. В частности, в Алтайском госуниверситете для школьников Алтайского края и других регионов работают интерактивные площадки, позволяющие детям в игровом формате познакомиться с научной жизнью университета. Кроме того, в классическом вузе проводятся другие открытые научные площадки — это молодежный научный форум «Дни молодежной науки в АлтГУ» и методическая школа научного студенческого общества «Шаг в науку» для студентов, учителей и школьников.
После выступлений докладчиков состоялась дискуссия, которая позволила участникам и гостям круглого стола поделиться мнениями и обсудить накопившиеся проблемы.