АНО ДПО «Академия ГлавСпец» при участии ООО «Бартон» (Краснодар) летом 2015 года провели среди своих клиентов социологическое исследование спроса на дополнительное профессиональное образование на примере курсов по 44-ФЗ и 223-ФЗ. В исследовании приняло участие 186 человек.
Исследование показало, что существует 3 различных типа спроса на дополнительное профессиональное образование:
1) востребована только «корочка» (то есть: удостоверение о повышении квалификации или диплом о профессиональной переподготовке);
2) востребованы «корочка» и знания;
3) востребованы преимущественно знания.
Их диаграммы видно, что непосредственной целью обучения является документ установленного образца преимущественно среди слушателей курсов «Контрактная система в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», проводимых для руководителей и сотрудников служб заказчика. Без малого половина будущих или действующих контрактных управляющих видит своей целью обучения только заветный документ об образовании. Такие слушатели предъявляют к учебной программе такие требования:
- быстрота получения удостоверения или диплома;
- лёгкость обучения и итоговой аттестации.
Среди работников бюджетных учреждений и государственных компаний, направляющих своих специалистов на курсы заказчиков по 44-ФЗ, преимущественно знания востребованы среди лишь 12,7%. То есть только каждый восьмой учащийся считает для себя возможным чистое обучение, без «корочки». Наоборот, 86,3% госзаказчиков считают для себя неприемлемым обучение без «корочки».
Тендерные заказчики по 223-ФЗ в большинстве своём – это коммерческие организации, руководители которых справедливо полагают, что для их сотрудников гораздо важнее знания, чем «корочки», с которыми те могут перебежать в другие организации. Поэтому здесь востребованность преимущественно знаний составляет 48,9%. Только «корочка» востребована как правило среди работников муниципальных учреждений, унитарных предприятий, работающих по 223-ФЗ.
Качественно иная картина наблюдается среди слушателей курсов для участников госзакупок по 44-ФЗ и коммерческих закупок по 223-ФЗ. Среди этого контингента клиентов образовательных учреждений востребованы преимущественно знания от 73,7% до 84,4% обучающихся. Такие слушатели предъявляют к учебной программе иные требования, по сравнению с госзаказчиками:
- только практическая направленность;
- только аудиторные занятия.
Востребована «корочка» среди ничтожного количества слушателей курсов. Как следствие, для поставщиков и подрядчиков на рынке образовательных услуг крайне мало предложений, что обусловлено, с одной стороны, повышенными требованиями учащихся к учебному процессу, а с другой стороны, сравнительно небольшим спросом.