«Введение контрсанкций в области образования грозит более трагичными последствиями, чем отказ от импортного сыра», - заявила в интервью пресс-центру МКР-Медиа директор международного консалтингового центра в области образования «Medelle S.A.» Наталья Спицына.
«Принятое несколько лет назад решение России выйти из международного исследования PISA довольно странное, хотя такая обидчивость России в русле общего тренда политики в области образования в нашей стране.
Во всем мире образование – это доходная отрасль экономики, приносящая либо явные прибыли от продажи образовательных услуг, либо скрытые – в виде развития технологий. Есть два пути развития образования: явно коммерческий (англосаксонский путь) с активным привлечением студентов, в том числе иностранных, платящих за обучение прямо и косвенно (оплата проживания); второй - скрыто коммерческий (европейский путь) с отказом от платного обучения в вузах, благодаря чему привлекается огромное число студентов, доходы от чего в бюджет поступают косвенно - через оплату проживания. Главный бонус европейских стран от такого аукциона щедрости – привлечение активных молодых людей, наиболее способные из которых развивают экономику Европы и платят налоги в казну Европейского союза. Третий путь - путь Северной Кореи. Но, наверное, его не стоит брать в расчет.
По моему мнению, все преимущества сегодня у второго пути: в условиях снижения доходов населения в страны с бесплатным высшим образованием привлекается больше мотивированных студентов, действительно готовых учиться и нацеленных на работу или науку, а значит, именно здесь и будут развиваться и создаваться технологии.
Наша страна выбрала свой путь. В отличие от англосаксонских стран, мы не слишком заботимся о рейтингах,а ведь именно они привлекают в эти страны десятки тысяч иностранных студентов, готовых оплачивать свое обучение. А от европейских стран нас отличает отказ от бесплатного образования в вузах. В результате этого мы не имеем доходов от экспорта образовательных услуг. И это несмотря на то, что у нас были огромные стартовые возможности в 90-х годах. На российские вузы можно было замкнуть все постсоветское пространство и Китай.
Что касается Китая, эта страна прошла примерно такой же путь, как и Россия, но с диаметрально противоположными результатами. За 20 лет Китай превратился в один из ведущих центров по продаже образовательных услуг: сюда едут десятки тысяч иностранных студентов не только из Азии, но и из Великобритании и Европы в целом, а также из России. Флагманский вуз – Пекинский университет -стабильно входит в тридцатку лучших университетов мира по всем рейтингам. Китайские школьники в рейтинге PISA показывают на протяжении последних пятнадцати лет самые лучшие в мире результаты. И добились они этого не отказами от участия в международных рейтингах и исследованиях, а путем анализа их результатов и грамотного реформирования собственной системы образования», - разъяснила свою позицию Наталья Спицына.