Представитель центрального штаба Общероссийского народного фронта, руководитель рабочей группы «Образование и культура как основы национальной идентичности» Любовь Духанина 10 ноября 2015 года приняла участие в общественных слушаниях, организованных рабочей группой «Образование и культура как основы национальной идентичности» регионального отделения ОНФ в Томской области. На мероприятии обсуждались вопросы качества условий для оказания образовательных услуг детям с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) в Томской области.
Общественные слушания прошли при участии актива регионального отделения ОНФ, профессионального сообщества, родительской общественности, сотрудников учреждений здравоохранения, общественных организаций инвалидов, представителей исполнительных и законодательных органов власти региона.
В ходе работы участники обсудили вопросы организации особых образовательных условий для детей с ОВЗ в условиях инклюзивного образования, возможность сохранения различных типов образовательных организаций, реализующих специальное образование детей с ОВЗ и инвалидностью, а также необходимость оказания комплексных образовательно-медицинских услуг для особенных детей.
«В Томской области накоплен большой опыт работы с особенными детьми, у родителей которых есть возможность выбора образовательной модели, где может обучаться их ребенок – инклюзивно в общеобразовательных школах, в специальных коррекционных классах, либо в коррекционных школах. Наше убеждение - образовательная система должна соответствовать запросам родителей и семей с детьми, имеющих особенности в развитии», - сообщила Любовь Духанина.
На мероприятии было заявлено, что в Томской области обучается 13 867 детей с ОВЗ и инвалидностью, что составляет 12,6 % от общего количества обучающихся (110 654 ребенка, по состоянию на 2015 г.). Из них на 2015-2016 уч. год 71 % (или 9 837 детей) обучается инклюзивно. Также в области стабильно функционирует 14 коррекционных школ и 1 Центр психолого-медико-социального сопровождения. Численность обучающихся в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях (СКОУ) в 2015-2016 учебном году составляет 1674 ребенка. Кроме того, в школах области сохранены специальные (коррекционные) классы при обычных общеобразовательных школах, в которых обучается 1324 ребенка с ОВЗ и инвалидностью. 186 детей-инвалидов обучается с использованием дистанционных форм обучения. Сеть образовательных организаций, реализующих инклюзивное образование, насчитывает 272 учреждения из 20 муниципальных образований Томской области, что составляет 84,5 % от общего количества общеобразовательных организаций.
Отдельно было отмечено, что численность детей с ОВЗ и инвалидностью в образовательных организациях Томской области ежегодно увеличивается (2011 г. – 8 064 ребенка, 2012 г. – 9 254 ребенка, 2013 г. – 10 549 детей, 2015 г. – 13 867 ребенок).
Все присутствующие сошлись во мнении, что развитие инклюзивного образования должно быть нацелено на расширение дополнительных возможностей и форм получения образования для детей с ОВЗ и инвалидностью, а никак не на замену и вытеснение уже имеющихся, хорошо себя зарекомендовавших коррекционных образовательных организаций.
«Принципиальная позиция ОНФ – мы против закрытия коррекционных школ, - отметила Любовь Духанина. - Мы за переход к инклюзивному образованию, но только при условии готовности к нему – с точки зрения инфраструктуры, кадров, наличия методических материалов, учебников. В противном случае мы получим обратный результат».
Представитель родительской общественности, эксперт региональной рабочей группы ОНФ «Образование и культура как основы национальной идентичности» Юлия Зюзькова в своем выступлении на слушаниях затронула проблему отсутствия в Томской области II ступени образования для детей с нарушениями речи. По словам эксперта, на сегодняшний день только в областном центре насчитывается 2248 детей школьного возраста с диагнозами логопедического характера (прирост за последние пять лет 11%), из них детей с тяжелыми нарушениями речи - 998 (прирост аналогичный), которые являются явным потенциальным контингентом именно коррекционной школы. В имеющихся в различных школах города коррекционных классах V вида в прошлом году обучалось 265 детей, а данных о том, где обучались остальные 2000 детей нет. Таким образом, 69 детей закончили в 2015 г. обучение в 4-х классах, 45-ти % из них было рекомендовано продолжить обучение инклюзивно, а остальным детям, исходя из имеющихся в регионе возможностей, было рекомендовано обучение по программам VII, VIII и II видов.
«Дети, не достигшие компенсации до 5 класса, переводимые в обычные школы и классы, попадают в группы риска насильственных действий, наркозависимости и зависимости от психотропных веществ, и, зачастую, в конечном итоге, всё ранее достигнутое тяжелейшим трудом родителей и педагогов идет насмарку, - сообщила Зюзькова.
Среди других острых региональных проблем в сфере образования детей с ОВЗ и инвалидностью на территории региона, участники мероприятия отметили: недостаток в регионе коррекционных, специализированных школ; отсутствие необходимого межведомственного медико-педагогического сопровождения; недостаточность бюджетного финансирования для реализации программ дополнительного образования (кружки, секции, творческие объединения); недостаточность, низкую квалификацию и мотивацию педагогических кадров, обеспечивающих психолого-педагогическое и социальное сопровождение детей (дефектологи, логопеды, психологи, соц. педагоги); необходимость создания универсальной безбарьерной среды в большинстве учреждений образования; потребность в оснащении образовательных организаций специализированным учебным и реабилитационным оборудованием для организации коррекционной работы и обучения детей, сложности в дальнейшем получении профессии и дальнейшем трудоустройстве детей с ОВЗ и инвалидностью.
«Результаты опроса родителей и педагогов, проведенного в области по нашей инициативе впервые, подтверждают низкий уровень информированности педагогов и родителей по вопросам образования детей с ограниченными возможностями здоровья, недостаточный уровень профессиональной готовности педагогов к работе с такими детьми и, в целом дефицит кадров – тьюторов, ассистентов (помощников) для сопровождения детей во время организации образовательного процесса. Также отмечается низкий уровень межведомственного взаимодействия, рассогласованность действий школ, учреждений здравоохранения и родителей относительно организации обучения, коррекции, реабилитации и социализации детей данной категории. Предложения по устранению выявленных проблем мы сформулировали в проекте резолюции общественных слушаний», - отметила руководитель томской региональной рабочей группы «Образование и культура как основы национальной идентичности» Надежда Лыжина.
«Главная задача рабочей группы «Образование и культура как основы национальной идентичности» Общероссийского народного фронта состоит в том, чтобы с помощью родителей, вместе с общественными организациями, представителями системы образования в регионах выявлять проблемы и влиять на принятие управленческих решений как на местах, так и на федеральном уровне, - подчеркнула Любовь Духанина. – Мы готовы не только активно обсуждать проблемные вопросы на самых разных площадках, но и помогать в их решении».
Рекомендации по итогам общественных слушаний будут направлены в адрес исполнительной и законодательной властей Томской области, а активисты ОНФ проследят за дальнейшим развитием событий.