Русский жестовый язык - основное средство социальной реабилитации инвалида по слуху, его развитие и расширение оказания услуг по сурдопереводу позволит в максимальной степени интегрировать глухих людей в современное общество и повысит их качество жизни.
Мы не можем игнорировать тот факт, что в межличностном общении большинство глухих используют главным образом жестовую речь, что вся деятельность членов общества глухих осуществляется преимущественно при помощи жестовой речи.
В Конвенции о правах инвалидов подчеркивается, что государства участники содействуют освоению жестового языка и поощрению языковой самобытности глухих.
Дети с нарушенным слухом должны жить вместе со слышащими и иметь равные с ними возможности. Это одна из главных задач обучения и воспитания таких детей. Но очень часто взрослые слишком озабочены образовательной стороной жизни ребенка и не задумываются о его месте в микросоциуме.
Жестовый язык может служить базой и средством обучения глухих, в том числе и словесному языку. Исследования Г. Л. Зайцевой о применении жестовой речи в школах-интернатах показали, что жестовая речь применяется во всех школах-интернатах, причем преимущественно при проведении внеклассной работы. В большинстве школ жестовая речь как вспомогательное средство используется и на уроках.
Ребенок с нарушением слуха рано или поздно всё равно начнёт использовать при общении жесты и от взрослых зависит то, на сколько грамотно будут они применятся.
Если ребенка не учить правильному словарному жесту, то он будет сам создавать свой примитивный словарь. Выход из данной ситуации – обучение родителей, имеющих детей с проблемами слуха, грамотному жестовому языку.
Не пугаетесь изучать жестовый язык, так как:
- это второй способ общения;
- это не просто «взмахи руками», это своя морфология и структура, свои правила и особенности, и при правильном изучении и использовании жестовый язык не вредит, а, наоборот, помогает развитию Вашего ребенка;
- это возможность более красноречиво, эмоциональнее, доступнее и быстрее в домашних условиях выполнить пересказ заданного материала, сообщить об увиденном фильме или прочитанной книге; это больший объём запоминания;
- это возможность иметь «маленькие секреты (тайны)» между родителями и их детьми;
- это огромный шанс уже с малых лет учиться знакомиться и понимать удивительный мир ребёнка.