В рамках Педагогической ассамблеи, посвященной открытию Года Учителя в России, в РГПУ им. Герцена прошел круглый стол «Постдипломное образование (ПДО) – новые задачи».
В начале дискуссии прозвучал тезис о том, что, по мнению специалистов, «к 2050 году на 99% обновятся все производственные процессы, технологии, а следовательно, знания, навыки, компетенции. При этом они станут значительно сложнее сегодняшних».
Участники круглого стола отметили, что из 11 тысяч преподавателей 8 тысяч проходят ежегодно краткосрочные курсы повышения квалификации. Но пока у учителей нет выбора учреждения, где они могли бы получить дополнительные знания и компетенции. В качестве дополнительных возможностей участники дискуссий предложили не только педагогические вузы и университеты, но и музеи, культурные и научно-исследовательские центры: в них педагоги смогут получить не только «предметные» знания, но и значительно расширить кругозор в рамках общей тематики преподаваемых дисциплин.
Профессор РГПУ Александр Тряпицын предложил учитывать опыт ведущих стран мира. По его словам, «в самых прогрессивных странах с точки зрения системы образования из 30% лучших учеников педагогических вузов формируется преподавательский состав в школах. При этом в Южной Корее отбирается лишь 5% выпускников, а, к примеру, в Финляндии – 12% от вышеназванных 30%». Это, по его мнению, «повышает престижность самой профессии учителя».
Среди других предложений большинство участников круглого стола, представлявших разные регионы России, высказали необходимость введения системы ваучеров при получении дополнительного образования. Эта система позволит педагогам не только Москвы и Петербурга, но и учителям других городов и сел повысить квалификацию в лучших центрах ПДО, причем как практически, так и дистанционно.
Также были предложены инициативы по усилению вариативности ПДО, увеличению мобильности учителей и внедрению интерактивных технологий в получении постдипломного образования.
Среди других направлений, по которым, по мнению специалистов, должно развиваться постдипломное образование, была названа необходимость специальной подготовки самих преподавателей ПДО, а также внедрение инновационных подходов в проведении курсов повышения квалификации.
Преподаватели из Читы подчеркнули, что существует своеобразная «монополия на образование»: конкурсные процедуры для организации ПДО не проводятся, у учителей по-прежнему нет выбора. По мнению читинцев «есть и такие прецеденты, когда уже через три года ничего не добившийся выпускник университета уже начинает преподавать в ПДО».
Еще одна проблема, по мнению участников дискуссии, – недостаточное внимание к психологической подготовке преподавателей. Это подчеркнула, в частности, Ирина Головина, директор Института постдипломного образования РГПУ имени Герцена. Она заметила, что «у любого учителя может появиться профессиональная деформация, так называемое «выгорание». Решение этой проблемы могут предложить психологи, которые работают в рамках дополнительного образования преподавателей».
Также учителя высказались за более тщательную проработку нормативно-правовой базы ПДО. Александр Тряпицын, в свою очередь, предложил задуматься о международном опыте, где выпускники педагогических вузов заключают предварительное соглашение о своей работе в школе на год и лишь по результатам свой деятельности получают университетский диплом.
Завершили учителя круглый стол цитатой Уинстона Черчилля, который сказал, что «школьный учитель обладает такой властью, о которой премьер-министр может только мечтать».