Основная школа – едва ли не самая проблемная ступень в образовании. С этим вряд ли кто-то будет спорить. В начальной школе ребенок жаждет познания, он естественно мотивирован на обучение, старшеклассники, как правило, готовятся к поступлению в вуз, и потому их не надо заставлять учиться. Среднее звено, с 5 по 9 класс, приходится на самый сложный подростковый возраст - с 11 до 15 лет. Причем задачи этого периода школьного обучения не всегда понимают не только сами дети, но зачастую и их родители, а иногда и педагоги. Поэтому неслучайно работа дискуссионной площадки
«Основная школа: социокультурная обусловленность изменений» вызвала особый интерес у участников Педагогической ассамблеи.
Модераторами площадки, профессорами кафедры педагогики РГГУ им. А.Герцена Еленой Пискуновой и Андреем Бахмутским были предложены три главных вопроса для обсуждения: что является результатом основного образования, какими ресурсами мы для этого располагаем и что должно измениться в подготовке учителя основной школы. Руководителем дискуссионной площадки был ректор Вологодского педуниверситета Александр ЛЕШУКОВ. Говоря о подготовке учителя для основной школы, он отметил, что в области сегодня, к сожалению, снижается доля педагогов с высшим образованием, идет старение педкадров, доля молодых специалистов в школах составляет всего лишь 5%. Привлечь молодежь можно не только высокой зарплатой, но и поднятием престижа учительской профессии, считает Александр Лешуков. Сегодня же, пока конкурс в педуниверситеты в среднем 3 человека на места, в классические университеты – больше 6-ти. Да и проходной бал на непедагогические специальности существенно выше, чем на педагогические (135 и 199 соответственно). Александр Лешуков убежден, что для улучшения качества подготовки учителя необходимо увеличить время, отводимое на педпрактику, а также проводить более активную профориентационную работу среди старшеклассников, создавать педагогические классы, где будут учиться мотивированные на получение учительской профессии ребята. Среди предложений Александра Лешукова – обновление содержания педобразования, привлечение для преподавания в педвузы учителей-практиков, адресная подготовка учителей, включение в учебный процесс новых курсов, в том числе и региональной тематики. К примеру, в Вологодской области уже на протяжении нескольких лет реализуется региональная программа «Истоки», которой сегодня уже заинтересовались регионах России.
Елена Владимировна Иваньшина, учитель химии и естествознания лицея №150 Санкт-Петербурга и одновременно преподаватель кафедры естествознания РГГУ, считает, что в подготовку учителей основной школы необходимо ввести интегративные курсы. Так как именно они помогают формировать у ребят с 5 по 9 класс целостную картину мира, дают им ключ к саморазвитию и самообразованию. Учитель экологии и биологии образовательного учверждения №309 Санкт-Петербурга, преподаватель РГГУ Ирина Азизова убеждена, что миссия школы - содействовать самореализации ребенка и его социолизации. По мнению Ирины Азизовой, лучше всего этому способствует проектная деятельность, помогающая решать личностно-значимые проблемы.
Сотрудник института Российской академии образования Ирина Соколова отметила, что мы не должны забывать о переподготовке учителей в связи с переходом на новые стандарты.