Второй день «Педагогической ассамблеи» начался с работы дискуссионных площадок. Одна из них была посвящена важнейшим на сегодня проблемам – здоровью учителя и ученика, их тесной взаимосвязи, а также тому, какие необходимо создать условия для его сохранения и укрепления.
- К сожалению, российская традиция такова, что к своему здоровью мы относимся весьма пренебрежительно, и учителя в этом вопросе не исключение, - заявил модератор площадки Геннадий Пономарев, декан физической культуры РГПУ им. Герцена. В подтверждение этой мысли руководитель дискуссионной площадки ректор Владимирского государственного гуманитарного университета Виктор Малыгин привел данные соцопророса студентов, проведенного Комитетом Госдумы по охране здоровья. В списке важнейших ценностей здоровье оказалось на последнем месте. Учитель в школе, преподаватель в вузе должны быть примером для своих учеников во всем, в том числе и в бережном отношении к своему собственному здоровью. Школа в тесной связи с семьей должна пропагандировать здоровый образ жизни, занятия физической культурой и спортом, - убежден Виктор Трофимович.
Об интересном опыте–организации в школе спортивно-оздоровительного клуба для педагогов – рассказал учитель физкультуры из 14-й школы Санкт-Петербурга Максим Багров.
- Поначалу учителя отказывались ходить в этот клуб. Пришлось прибегнуть к административному ресурсу, тем более, что руководство школы напрямую заинтересовано в том, чтобы работники меньше болели. Зато сейчас педагоги нашей школы с удовольствием участвуют в соревнованиях, занимаются в спортивных секциях и участвуют в совместных экскурсиях. Коллектив не только поправил свое здоровье, но и стал более сплоченным и дружным. Кстати, оказалось, что самым распространенным недугом среди учителей нашей школы была бессонница, и она без следа исчезла после прогулок по свежему воздуху и лыжных пробежек.
Татьяна Токмакова, учитель химии и биологии 430-й санкт-петербургской школы, почетный работник народного образования, продемонстрировала участникам дискуссии видеоролик «Нет наркотикам», который сделали ее ученики.
- Формирование здорового образа жизни должно проходить в первую очередь в школе, - убеждена Татьяна Токмакова. Причем не только на уроках биологии, химии, ОБЖ, физической культуры, но и во внеурочной и внеклассной деятельности. Это может происходить во время научной и исследовательской деятельности, социального проектирования, во время декад здоровья, творческих конкурсов, экскурсий. В начальной школе у учителей есть возможность чаще проводить физкультминутки, организовывать подвижные игровые перемены. Конечно, необходимо помнить и об организации горячего питания, без чего нельзя сохранить здоровье ребенка.
Она подчеркнула, что работу по формированию здорового образа жизни у детей невозможно вести без тесного взаимодействия с их родителями. Кстати, по словам Татьяны Токмаковой, более 80 процентов учителей в их школе овладели здоровьесбергающими технологиями, которые активно используют на уроках.
О том, как влияет на наше здоровье экология, рассказала учитель биологии из калужской гимназии №24, лауреат Всероссийского конкурса «Учитель года России-2009» Елена Клименко. Исследования ее учеников показали, что чаще болеют те дети, которые живут в наиболее загрязненных районах города. Кроме того, на здоровье влияет, несомненно, и ситуация в семье. Важный фактор, влияющий на здоровье школьника, – психологическая атмосфера на уроке.
- Учитель должен сделать все возможное, чтобы снизить психологическую нагрузку на ребенка, - считает Елена Александровна.
Анжелика Харламова, учитель физкультуры из 85-й гимназии Санкт-Петербурга в своем выступлении обратила внимание на то, что многие ребята не могут раскрепоститься на уроках физкультуры, не любят их – кто из-за излишнего веса, кто из-за проблем со здоровьем. Поэтому учитель должен подходить к каждому ученику индивидуально и сделать все возможное, чтобы ребенок преодолел свои комплексы.
Елена Меттус, психолог 56-й гимназии Санкт-Петербурга, подробно проанализировала ситуацию, складывающуюся со здоровьем учителей.
- Синдром эмоционального выгорания, к сожалению, весьма распространен среди педагогов, они зачастую страдают не только от сердечно-сосудистых заболеваний, но и от неврологических, причем, как правило, не обращаются к врачам. В результате снижается интерес работе. Педагоги быстро устают, раздражаются по пустякам, а это сказывается на учениках.
Елена Валентиновна рассказала, что в 56-й гимназии разработана индивидуальная карта здоровья педагогов, есть кабинет психологической разгрузки, в гимназии также работает программа «Здоровый учитель».
Своими проблемами поделилась на дискуссионной площадке и учитель биологии и химии из сельской школы республики Саха-Якутия Татьяна Максимова. Она рассказала о том, что для сельских школ одна из больших проблем – обеспечение медицинскими работниками.
В завершение работы выступил руководитель площадки Виктор Малыгин. Он рассказал о том, что в этом году пройдет Всероссийский конкурс «Вуз здорового образа жизни», итоги которого будет подведены 7 апреля во Всемирный день здоровья. В нем примут участие 344 вуза, подведомственных Рособразованию, и 47, относящихся к Минсоцздравразвитию. В результате 300 лучших вузов получат возможность построить у себя бассейны.
По итогам работы в резолюцию Педагогической ассамблеи было внесено предложение о необходимости создать все условия для сохранения физического, психического и духовного здоровья учащихся и профессионального долголетия учителей.