При организации инклюзивного образования общероссийской проблемой остается межведомственная разобщенность структур образования, здравоохранения, социальной политики. Такое мнение высказала руководитель региональной рабочей группы ОНФ «Образование и культура как основы национальной идентичности» в Красноярском крае, заслуженный учитель РФ Галина Вычужанина.
«Многие учреждения действуют бессистемно, существует межведомственная разобщенность в области нормативно-правовой базы, организационно-управленческих подходах. Часто родители слабо информированы об образовательных услугах для детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ)», – убеждена Вычужанина.
В связи с тем, что сейчас стоит серьезная задача не только создать условия для развития инклюзивного образования, но и обеспечить качество и доступность образовательных услуг детям с ОВЗ через расширение сети образовательных учреждений, начинать необходимо с грамотных управленческих решений и развития инклюзивной культуры населения, уверена представитель ОНФ.
«К примеру, для достижения поставленной цели в Красноярске определены 35 пилотных школ и четыре дошкольных учреждения. Учитывая изменения в законодательной базе, разработан механизм финансирования образовательных учреждений. Вместе с тем, несмотря на имеющуюся сформированную сеть образовательных организаций, не все педагогические коллективы готовы к работе с особым ребенком», – поделилась Вычужанина.
По ее мнению, инклюзивное образование требует большего финансирования и общество еще не готово к предоставлению образовательных услуг детям с ОВЗ в соответствии с их индивидуальными возможностями и потребностями.
«Инклюзивное образование нужно вводить в образовательной организации только при наличии всех условий: подготовленных педагогических кадров, адаптированных образовательных программ, развитого института наставничества, доступной образовательной среды, готовности к сотрудничеству педагогического, родительского и ученического коллективов», – считает заслуженный учитель РФ.
Вычужанина отметила, что об успехах внедрения инклюзивного образования можно будет говорить только после создания всех условий для «запуска» в Красноярском крае инклюзивного процесса на всех уровнях образовательной вертикали. В качестве основы можно взять уникальный опыт системы специального коррекционного образования, существующий в крае.
«В Красноярске необходимо создать межведомственный совет, который координировал бы работу всех участников процесса. В связи с низкой информированностью о специфике инклюзивного образования необходимо также организовать единый информационный ресурс, содержащий в доступном виде методические рекомендации, перечень нормативных документов для родителей, информацию об имеющемся опыте», – предложила Вычужанина.
Она также сослалась на оценку специалистов, отмечающих, что существенных изменений требует профессиональное образование и дальнейшее трудоустройство инвалидов. Дети-инвалиды должны проходить обязательное обследование в 8 и 10 классах для получения рекомендаций по проведению итоговой аттестации и организации профориентационной работы, подчеркнула руководитель региональной рабочей группы ОНФ «Образование и культура как основы национальной идентичности».
«Формировать позитивное отношение общества к людям с ограниченными возможностями здоровья возможно только при условии, что инклюзивное образование будет введено с самого маленького возраста, в детских садах, школах, в профессиональных учреждениях. В целом вопрос инклюзивного образования должен включать комплексный подход, но для этого необходимо преодолеть межведомственные барьеры», – заключила Галина Вычужанина.