16.02.2017 17:26
Новости.
Просмотров всего: 3807; сегодня: 1.

Качество медицинского образования обсудили на ток-шоу в КФУ

О проблемах качества медицинского образования шла речь сегодня, 13 февраля, в шоу-руме Высшей школы журналистики и медиакоммуникаций КФУ. Спикерами ток-шоу стали директор Института фундаментальной медицины и биологии КФУ Андрей Киясов, главный врач Университетской клиники "Казань" Альмир Абашев и советник ректора КФУ по связям с общественностью Юрий Алаев. Модератором выступил директор ВШЖиМК Леонид Толчинский.

А причиной обсуждения стало увеличение количества критики в СМИ и громкое заявление главного уролога Минздрава РФ Дмитрия Пушкаря о том, что «через 10–15 лет у нас образованных врачей в принципе не будет».

Разбираться, где корень проблемы в медицинском образовании, начал директор ИФМиБ Андрей Киясов. По его мнению, основная причина – в эволюционном скачке, который делает сейчас российское медицинское образование, пытаясь достичь уровня Запада.

«До 30-х годов XX века в России шло обучение по немецкой системе образования, которая предполагает вначале базовое и лишь потом практическое обучение, в отличие от французской системы, где студенты-медики сразу начинали практиковать у постели больного. Проблемы начались при смене парадигм медицинского образования», - считает Киясов.

Как считает спикер, в 30-50-е годы прошлого века российская медицина была одной из лучших в мире. Но тогда медицина не зависела от оборудования и держалась на людях. Они долечили людей до 60-70-х годов, а потом все кончилось. Поэтому и остро стал вопрос изменения медобразования. Мы сейчас вынуждены перепрыгивать через некоторые эволюционные ступени, которые проходили другие страны при создании международных стандартов в медицинском образовании.

Сегодня медицинское образование включает в себя три составляющие: базовое медицинское, последипломное медицинское и непрерывное профессиональное развитие. Причем непрерывное профессиональное образование представляет собой гораздо более далеко идущее понятие на всем протяжении континуума медицинского образования, уверен Андрей Киясов. Мотивация к познанию в течение всей жизни должна стать критерием отбора студентов при зачислении в медицинские институты, и ее следует воспитывать на протяжении всех этапов медицинского образования.

«Посмотрите, как построено медобразование в Германии. Там студента-медика, не сдавшего экзамен с двух попыток, оставляют на этом же курсе. В случае провала и на следующий год тебя отчисляют из медицинского института без пожизненного права обучения в мединституте», - эмоционально заявил директор Института фундаментальной медицины и биологии КФУ.

По мнению Киясова, подобные требования к будущим врачам не завышены, а исходят из особенностей профессии врача. Обращаясь к студентам, обучающимся на лечфаке, он сказал: «Я хочу, чтобы, когда вы начнете работать врачами, я без страха мог прийти к каждому своему выпускнику, потому что буду уверен в высочайшем вашем профессионализме».

Вторил ему главврач университетской клиники Абашев. Он уверен, что будущий доктор должен быть терпеливым, понимающим, милосердным: «Пациенты попадаются разные, но быть предельно вежливым надо с каждым. Понадобятся запасы человеколюбия: без него добиться успехов на медицинском поприще не удастся. Причем ежедневная работа врача очень тяжела - каждый день приходится принимать решения, от которых зависит чья-то судьба. Поэтому крайне важно стать настоящим профессионалом».

В медицине остаются только энтузиасты, готовые работать врачами несмотря на трудности и издержки профессии, резюмировал главврач университетской клиники.

Среди проблем, почему сегодня огромен отсев врачей, спикеры назвали и причину осознанности выбора института и своей специальности абитуриентами.

Есть студенты, которые, не осознав трудности обучения профессии врача, поступают в медицинские вузы и бросают, не выдержав напряжения. Но виноватыми считают преподавателей. Поводом для подобного заявления стали представленные 9 февраля результаты исследования «Российские вузы глазами студентов-2017». В течение года 600 студентов из 85 регионов оставляли отзывы о своем университете на платформе проекта «Типичный абитуриент», объединяющего абитуриентов России. В отзывах студенты чаще всего затрагивали темы возраста преподавателей, наличие общежития, коррупцию, отношение руководства вуза, позицию университета в рейтингах и уровень сложности учебы. В частности, критику вызвали как высокая учебная нагрузка, так и чересчур низкая. Негатив коснулся и КФУ.

«Отзывы обрабатывал робот, который оценивал пары слов, чаще всего употреблявшихся студентами, - пояснил Юрий Алаев. - Из 8 отзывов о нашем вузе – всего двое, якобы, оставлены студентами КФУ».

Стоит ли верить подобному рейтингу? И так сложно ли учиться в ИФМиБ? – задал вопрос советник ректора студентам ИФМиБ.

Да, процесс обучения довольно длительный. Вначале студенты изучают так называемые фундаментальные науки, теоретические основы. На первом курсе проходят анатомию человека, общую и биоорганическую химию, латинский язык, биологию и гистологию. Эти дисциплины даются не каждому.

К тому же помимо основного вузовского курса приходится в обязательном порядке проходить еще и интернатуру, практику сроком в один год. А для того чтобы работать в какой-то более специализированной области, нужно пройти ординатуру. Таким образом, получается, что срок обучения будущего врача в среднем составляет около восьми лет. Поэтому, резюмировал студент 4 курса Шайхутдинов, при выборе вуза важно отдавать себе отчет, что учиться будет сложно. И быть к этому готовым.

Андрей Киясов еще раз подчеркнул важность высокого качества образования студентов-медиков: «Мы, преподаватели Казанского университета, несем ответственность за профессионализм будущих врачей. А о каком знании может идти речь, если у отчисленной было пять "двоек" в зачетке?»

Кстати, пользуясь случаем, студенты ИФМиБ обратились к Киясову с предложением увеличить количество часов, отведенных на практические задания у биологов. Реакция директора была молниеносной: "Разберемся! Добавим!"

И возвращаясь к вопросу, заданному в начале программы: "Возникнет ли через 10-15 лет потребность в высококвалифицированных медицинских кадрах?", директор Института фундаментальной медицины и биологии ответил: «Всех потребностей во врачебных кадрах по республике мы не закроем, потому что дефицит очень большой. А вот качество медицинской помощи, соответствующее стандартам медицинских технологий, мы реализуем благодаря нашим выпускникам. И в этом я уверен».

Ток-шоу можно будет увидеть на телеканале «УниверТВ» и в соцсетях.


Ньюсмейкер: Казанский федеральный университет — 854 публикации
Поделиться:

Интересно:

История ювелирного дела в России
21.11.2024 17:36 Аналитика
История ювелирного дела в России
С древних времен людей привлекают изделия из драгоценных металлов. Современные ювелиры в основном специализируются на изготовлении украшений, но исторически эти мастера также производили столовое серебро, декоративную и полезную утварь, а также церемониальные и религиозные предметы...
Аэронавты, совершившие первый в истории полет на воздушном шаре
21.11.2024 09:04 Новости
Аэронавты, совершившие первый в истории полет на воздушном шаре
241 год назад состоялся первый в истории полет человека на воздушном шаре, который изобрели братья Монгольфье. 21 ноября 1783 года из замка в окрестностях Парижа в полет на чудо-аппарате диаметром 15,5 метра и высотой 24 метра, отправились французы - физик Жан-Франсуа Пилатр де Розье и маркиз...
В РФ более 6,7 млн женщин ведут деятельность как ИП или самозанятая
20.11.2024 13:56 Аналитика
В РФ более 6,7 млн женщин ведут деятельность как ИП или самозанятая
В России осуществляют деятельность 4,22 млн индивидуальных предпринимателей, из которых 1,75 млн – женщины. Доля женского предпринимательства среди ИП последние годы относительно стабильна и составляет 41,5%, говорится в исследовании Корпорации МСП, приуроченном ко дню женского...
Что ждет участников Московской молодежной антарктической экспедиции
20.11.2024 11:37 Мероприятия
Что ждет участников Московской молодежной антарктической экспедиции
В столице объявили участников Московской молодежной антарктической экспедиции. По итогам отбора количество мест было увеличено с 11 до 13. Теперь школьники и студенты колледжей смогут отправиться в уникальное путешествие на самый недоступный континент нашей...
О введении в России бумажных денег (ассигнаций) в XVIII веке
20.11.2024 10:05 Аналитика
О введении в России бумажных денег (ассигнаций) в XVIII веке
29 декабря 1768 г. (9 января 1769 г.) Императрица Екатерина II издала Манифест об основании двух ассигнационных банков и выпуске ассигнаций. На учреждённые в Санкт-Петербурге и Москве банки был возложен обмен медных денег на государственные ассигнации четырёх достоинств:...