Алтайский государственный университет совместно с социально ориентированной автономной некоммерческой организацией «Перспектива» при поддержке Общественной общероссийской организации «Ассоциация учителей литературы и русского языка» приступили к реализации социально-значимого проекта “«Через тернии – к звёздам!»: методическая площадка для учителей русского языка и литературы, работающих с детьми с нарушениями речи и задержкой психического развития”.
Проект реализуется в соответствии с распоряжением Президента Российской Федерации № 68-рп от 5 апреля 2016 года в рамках четвёртого открытого конкурса 2016 г. по выделению грантов некоммерческим неправительственным организациям в рамках грантового направления «Реализация проектов в области изучения и популяризации русского языка и литературы».
«В современном образовательном пространстве существующая система специальных учебно-воспитательных учреждений для детей с ограниченными возможностями здоровья претерпевает серьёзные изменения, что обусловливает активное «вливание» таких детей в общеобразовательные организации, в общеобразовательные классы. Наибольший поток детей – с нарушениями речи (НР) и с задержкой психического развития (ЗПР). В этой связи учитель, до этого не имеющий опыта работы с такой категорией учащихся, испытывает значительные трудности как теоретического, так и практического плана. Наиболее существенные трудности – незнание психолого-педагогических особенностей работы с детьми, отсутствие методических приёмов работы со спецификой, учитывающей особенности того или иного ограничения возможностей здоровья», - отмечает координатор проекта, председатель предметной комиссии по русскому языку в Алтайском крае, член Федеральной предметной комиссии по разработке контрольно-измерительных материалов ЕГЭ по русскому языку, к.п.н. Ольга Михайловна Крайник.
У проекта есть официальный сайт, где не только актуализированы основные разделы проекта и опубликованы информационные письма о мероприятиях проекта, но и размещен электронный сборник материалов по вопросам психолого-педагогического и учебно-методического сопровождения процесса обучения русскому языку и литературе детей с нарушениями речи и задержкой психического развития. Данное пособие предназначено учителям русского языка и литературы, работающим с детьми с нарушениями речи и задержкой психического развития в общеобразовательных классах.
В сборнике даётся краткое описание психолого-педагогических особенностей детей с нарушениями речи и задержкой психического развития, особенностей их познавательного развития, приводятся приёмы организации образовательной деятельности обучающихся с ОВЗ, в том числе приёмы включения в учебную деятельность на уроках русского языка и литературы, а также представлен анализ учебно-методического сопровождения (возможности использования УМК, методические требования к уроку, критерии оценивания письменных работ и устных ответов обучающихся).
Для всех участников по всем представленным мероприятиям участие в проекте бесплатное.
При реализации проекта используются средства государственной поддержки, выделенные в качестве гранта в соответствии c распоряжением Президента Российской Федерации от 05.04.2016 № 68-рп и на основании конкурса, проведенного Общероссийской общественной организацией «Российский союз ректоров».