26.04.2017 14:44
Новости.
Просмотров всего: 5418; сегодня: 1.

Из Японии в Россию: как в КФУ планируют совершенствовать систему подготовки медиков

Делегация Института фундаментальной медицины и биологии КФУ ознакомилась с системой здравоохранения и медицинского образования Японии, посетив ряд клиник страны, в том числе учреждения, входящие в партнерскую сеть КФУ.

Посещая клиники Японии – больницу г. Мито, городскую больницу г. Китаи-Ибараки (клиническая база Университета Цукубы), клинику Университета Цукубы, больницу Уонума Кикан, клинику г. Ниигата – представители ИФМиБ вели дневник по дням и объектам посещения и составили список того, что уже сейчас можно внедрить в работу университетской клиники КФУ и образование студентов медицинских направлений подготовки.

Напомним, одновременно с делегацией кафедры фундаментальных основ клинической медицины в Японии находились студенты института, которые стажировались в университетской клинике Цукубы и также формировали предложения по усовершенствованию системы обучения студентов.

Мы побеседовали с ассистентом кафедры Сайяром Абдулхаковым, который рассказал, как проходит рабочий день студента в японской клинике, каков уровень оснащения региональных клиник в Японии, и, самое главное, какой позитивный опыт в организации медицинского образования в Японии КФУ собирается перенять уже сейчас.

Рабочий день студента

- Рабочий день студента в клинике начинается в то же время, что и у врача, в зависимости от отделения это может быть либо 7.30, либо 8.00, - рассказывает Сайяр Абдулхаков. – В отделении студенты проводят практически весь день, курируют пациентов и занимаются освоением медицинских манипуляций с небольшими перерывами на лекции и обсуждение сложных клинических случаев. Особенностью обучения студентов-медиков в Японии является то, что они, будучи прикрепленными к своему куратору (резиденту или врачу), практически всюду следуют за ним, участвуя во всех мероприятиях отделения, будь то обход профессора, осмотр пациента в отделении реанимации или обсуждение результатов инструментального либо морфологического исследования.

Как таковых лекционных занятий и следующих за ними семинаров - обсуждений прочитанного дома теоретического материала в классе - нет. Лекции читаются там же, в клинике, причем, тематику лекций зачастую определяет сам профессор, курирующий работу отделения, с учетом наибольшей, на его взгляд, актуальности и профиля пациентов отделения. Работа студентов в отделении начинается с обсуждения тяжелых/интересных клинических случаев, которых они совместно со своими кураторами наблюдают в отделении. В этих клинических разборах принимают участие все врачи клиники, курирующие преподаватели, резиденты и студенты. Примечательно, что врачи смежных специальностей и специалисты диагностической службы принимают активное участие в обсуждении пациентов, объясняя студентам суть изменений, обнаруженных по результатам исследований.

Оснащение клиник

- Мы были в разных клиниках, в основном посещали так называемые региональные клиники – на 100-400 коек, а также университетские клиники. Нам удалось побывать в таких городах как Ниигата, Цукуба, Китаибараки, Джунтендо. Приятно удивило оснащение клиник Японии: даже в самой небольшой больнице – стационаре на 180 коек, расположенном в префектуре Китаибараки и обслуживающем 45 тысяч населения, есть возможности проведения МРТ, РКТ и ангиографии.

Большое внимание уделяют вопросам реабилитации: пациенты, которые прошли курс лечения в отделении кардиологии либо в сосудистом центре далее перемещаются в отделение реабилитации, где проходят курс стационарно или амбулаторно. К примеру, в больнице Уонома Кикан (станция Ураса, Ниигата) есть большое отделение реабилитации для пациентов после перенесенного инфаркта, инсульта и травм, в отделении создана имитация домашней обстановки – кухня, спальня, там же есть всевозможные тренажеры для восстановления пациента. Восстановлению пациента, его возвращению к полноценной жизни придается в Японии огромное значение.

Кроме запланированной программы посещения региональных клиник Японии, благодаря Олегу Гусеву (руководитель OpenLab Экстремальная биология ИФМиБ КФУ - прим.авт.) нам удалось побывать в Университете Джунтендо, где нам показали весь путь пациента в больнице от регистратуры до его поступления в палату.

Интересно, что в японских клиниках нет бумажных амбулаторных карт, к которым мы привыкли, их заменяют пластиковые карточки, на которых содержится вся информация о пациенте, назначениях и результатах обследований. Запись на прием к врачу, если это не первичное обращение или исследования, происходит в установленных в больницах автоматах с помощью индивидуальной пластиковой карты пациента.

Причем, время, к которому пациент должен подойти в кабинет врача на прием, лабораторные или инструментальные исследования, рассчитано таким образом, чтобы пациент не ждал в очереди и в то же время не опоздал, т.е. рассчитано время его перемещения по клинике.

Очень удобны используемые ими маршрутные листы – это именно то, что уже используется и у нас.

Рабочее место врача в больнице оборудовано дополнительным экраном для вывода изображения с результатами исследования (РКТ, ангиография, МРТ и пр.).

Какой позитивный опыт можно перенять уже сейчас?

- С точки зрения обучения, уже сейчас можно начать внедрять работу в палатных командах - так называемую стэндфордскую модель клинического обучения. В чем ее суть? Начиная с 4 курса, когда студенты в клинике начинают обучаться по клиническим дисциплинам, попадая в отделение, они работают в команде. Цепочка кураторства в этой системе такая: преподаватель-куратор – врач – резиденты - студент. Таким образом, в процессе такой работы каждый обучается у своего старшего коллеги. Ротация студентов-медиков на клинических базах начинается с 4 курса и может проходить либо в университетских клиниках, либо в аффилированных с университетом региональных клиниках, где студенты работают в команде по 2-4 недели в каждом отделении. Таким образом, в Японии обучение студентов максимально интегрировано в практическую деятельность клиник. Например, студенты университетской клиники Цукубы сами участвуют в курации одного или двух пациентов. Работой одного, двух студентов руководит резидент и врач, ответственный за работу нескольких резидентов. Таким образом, врач может курировать работу 4-6 студентов. Поскольку клиника университетская, обязательно берется согласие пациента на осмотр его студентом и резидентом. И пациенты, госпитализирующиеся в университетскую клинику, понимают, что они получат более квалифицированную помощь, но в то же время они должны быть согласны на курацию студентами.

Особенностью такой модели медицинского образования является то, что один и тот же человек курирует пациентов в палате и обучает студентов. В этом плане одна из задач – постараться сделать так, чтобы врачи, которые ведут пациентов, имели возможность выделить время обсуждения пациентов со студентами и проведения клинических разборов. Ну и, само собой, у них должен быть соответствующий навык. Нужно учитывать, что не каждый врач готов преподавать, а преподаватель – вести полноценную клиническую работу. С другой стороны, у нас есть очень много молодых докторов, готовых совмещать свою основную деятельность и преподавание при наличии возможности перераспределения нагрузки. У них много энтузиазма и готовности передавать свои знания.

Помимо командной работы, необходимо увеличить время нахождения студента в клинике. Об этом уже давно говорит Аниса Азатовна (А.А. Гумерова - заместитель директора ИФМиБ - прим. авт.). Ну и, конечно, на сегодняшний день невозможно быть в курсе постоянно изменяющихся подходов к диагностике и лечению заболеваний без уверенного знания английского языка

Уход за пожилыми людьми в Японии

- Средняя продолжительность жизни женщин в Японии – около 87 лет, мужчин – 80,5. В связи с ростом числа пожилых людей, зафиксированным в стране, растет нагрузка на работающее население. По прогнозам, к 2025 году людей старше 65 лет в Японии будет более 36%. Поэтому Правительство Японии разработало программу по открытию домов по уходу за пожилыми людьми, не имеющими возможность обслуживать себя самостоятельно и не имеющих близких родственников, которые могли бы оказывать необходимую помощь. Такие учреждения в Японии называют центрами по уходу за пожилыми. В таком центре человек может находиться либо круглосуточно, либо в течение 12-14 часов дневного времени, с ним занимаются педагоги, логопеды, организуют развлекательные мероприятия. Организован специальный транспорт, который забирает пожилых людей из Центра вечером и вновь привозит утром.

Нужно отметить, что это муниципальные структуры, предназначенные для социализации пожилого населения. После 40 лет каждый гражданин Японии отчисляет в составе налогов определенную сумму на последующий уход за ним в пожилом возрасте. В том случае, если придется воспользоваться услугами такого центра, 80-90 % стоимости пребывания покрывается страховкой, остальное человек оплачивает сам. В центрах по уходу за пожилыми не оказывается медицинская помощь, если она необходима, пациент либо транспортируется в клинику, либо (в случае необходимости проведения несложных манипуляций) в центр приезжает медицинская сестра.

Скорая медицинская помощь в Японии

- Скорая помощь в Японии относится к пожарной службе, в которой работают парамедики, осуществляющие интубацию, массаж сердца, дефибрилляцию, проводят тест на сахар в крови, вводят при необходимости глюкозу. В сервис скорой помощи в Японии поступает 5,5 млн. вызовов в год. Практически всех пациентов привозят в больницу, т.к. парамедики не имеют права принимать решения в отношении дальнейшей терапии. Бывает и такое, что парамедики вызывают вертолетную службу в случае, если необходимо быстро доставить больного в специализированный центр (по статистике, к вертолетной службе поступает 2-3 вызова в день). В команду вертолетного центра входят 12 врачей, 8 медсестер, в один вылет один раз в неделю задействованы 2 врача и 1 медсестра, в остальное время они осуществляют деятельность на основном месте работы.

Какое оно, медицинское образование в Японии?

- Подготовка врачей в Японии длится 6 лет. Далее в течение двух лет идет общая подготовка в области терапии, хирургии, акушерства и пр., после этого – постдипломное образование в течение трех лет – либо терапия, либо хирургия, и уже далее – узкая специализация. В общей сложности – до 12 лет. Медицинское образование в Японии платное, самое дорогое и престижное в стране.

Важно заметить, что в Японии существует дефицит врачей: на 100 тысяч населения в среднем приходится всего 240 специалистов. Для сравнения, в РФ на это же количество населения приходится 440 врачей.


Ньюсмейкер: Казанский федеральный университет — 854 публикации
Поделиться:

Интересно:

История ювелирного дела в России
21.11.2024 17:36 Аналитика
История ювелирного дела в России
С древних времен людей привлекают изделия из драгоценных металлов. Современные ювелиры в основном специализируются на изготовлении украшений, но исторически эти мастера также производили столовое серебро, декоративную и полезную утварь, а также церемониальные и религиозные предметы...
Аэронавты, совершившие первый в истории полет на воздушном шаре
21.11.2024 09:04 Новости
Аэронавты, совершившие первый в истории полет на воздушном шаре
241 год назад состоялся первый в истории полет человека на воздушном шаре, который изобрели братья Монгольфье. 21 ноября 1783 года из замка в окрестностях Парижа в полет на чудо-аппарате диаметром 15,5 метра и высотой 24 метра, отправились французы - физик Жан-Франсуа Пилатр де Розье и маркиз...
В РФ более 6,7 млн женщин ведут деятельность как ИП или самозанятая
20.11.2024 13:56 Аналитика
В РФ более 6,7 млн женщин ведут деятельность как ИП или самозанятая
В России осуществляют деятельность 4,22 млн индивидуальных предпринимателей, из которых 1,75 млн – женщины. Доля женского предпринимательства среди ИП последние годы относительно стабильна и составляет 41,5%, говорится в исследовании Корпорации МСП, приуроченном ко дню женского...
Что ждет участников Московской молодежной антарктической экспедиции
20.11.2024 11:37 Мероприятия
Что ждет участников Московской молодежной антарктической экспедиции
В столице объявили участников Московской молодежной антарктической экспедиции. По итогам отбора количество мест было увеличено с 11 до 13. Теперь школьники и студенты колледжей смогут отправиться в уникальное путешествие на самый недоступный континент нашей...
О введении в России бумажных денег (ассигнаций) в XVIII веке
20.11.2024 10:05 Аналитика
О введении в России бумажных денег (ассигнаций) в XVIII веке
29 декабря 1768 г. (9 января 1769 г.) Императрица Екатерина II издала Манифест об основании двух ассигнационных банков и выпуске ассигнаций. На учреждённые в Санкт-Петербурге и Москве банки был возложен обмен медных денег на государственные ассигнации четырёх достоинств:...