«Вопрос о том, каким быть месту (городу, селу и окружающей их территории), - один из ключевых вопросов, в первую очередь, для живущих здесь людей. Их интересует многое: какие предприятие будут построены, каким станет архитектурный облик территории, как будут благоустроены общественные пространства, каковым окажется состояние экологии в месте их проживания», - уверен директор Центра стратегических инициатив и дополнительного образования ВШГУ Дзержинского филиала РАНХиГС Александр Егоров.
В руках местного сообщества находится инструмент, чье эффективное использование способно не только сформировать картину будущего, но и определить этапы его достижения, исходя из имеющихся местных ресурсов. Речь идет о стратегическом планировании развития муниципальных образований, включающем в себя такие виды деятельности, как целеполагание (определение направлений, целей и приоритетов социально-экономического развития муниципалитета), прогнозирование (разработку научно обоснованных представлений о рисках, результатах и показателях социально-экономического развития), планирование (разработку и реализацию планов в сфере социально-экономического развития) и программирование (разработку и реализацию муниципальных программ).
Хотя в идеале процессом стратегического планирования призваны заниматься разнообразные группы местного сообщества (научные и экспертные круги, общественные организации и активисты, малый и средний бизнес, крупные промышленники и предприниматели), на практике в роли основных субъектов такого планирования выступают представители органов местного самоуправления, а прежде всего – служащие администраций и представительных органов муниципальных образований. От их компетентности в решающей степени зависит качество стратегического планирования развития муниципальных образований.
Увы, в настоящее время не редкость, когда даже в подразделениях местных администраций, ответственных за экономическое развитие, наблюдается дефицит высококвалифицированных кадров. Смежная ситуация выражается в том, что, погруженные в решение сиюминутных проблем, муниципальные служащие не в состоянии уследить за новациями в области стратегического планирования.
Как следствие, муниципальное образование не использует конкурентные преимущества, допускает снижение качества уровня жизни людей, а в результате проигрывает конкурентную борьбу за ключевой ресурс, а именно человеческий капитал.
Однако положение может исправить повышение квалификации муниципальных служащих в области стратегического планирования – то, что может предложить Дзержинский филиал Президентской Академии. В рамках разработанной его специалистами инновационной программы поднимаются важнейшие вопросы, включая организацию процесса стратегического планирования на муниципальном уровне, содержание и взаимосвязь основных этапов стратегического планирования, управление реализацией стратегии.