В наступающем учебном году кафедра педагогической психологии Института психологии и образования КФУ открывает новую магистерскую программу «Психология и педагогика детско-юношеского спорта». Аналогов предлагаемого профиля магистратуры нет не только в Поволжье, но и в вузах Российской Федерации.
О том, насколько нуждается детско-юношеский спорт в профессиональных психологах-педагогах, говорят цифры: в 160 детско-юношеских спортивных школах Татарстана занимается около 90000 учащихся. На них приходится 3000 тренеров-преподавателей, которые имеют высшее физкультурное образование, и всего 4 штатных психолога.
– Об острой нехватке психологов-педагогов знают и на федеральном уровне: в 2014 году были разработаны методические рекомендации по организации спортивной подготовки в РФ. Согласно им, в штатном расписании каждой организации 1-3 категории предполагается 1-2 ставки педагога-психолога либо психолога. Три года прошло, а воз, как говорится и ныне там.
При этом, подчеркивает Ольга Лопухова, значение психолого-педагогического сопровождения подготовки спортсменов весьма велико.
– Казань включена в топ-30 спортивных городов мира на основе анализа спортивных возможностей города и числа проведенных крупнейших спортивных событий международного уровня. В городе созданы все условия для круглогодичных занятий спортом как взрослым, так и детям. Причем большинство детей занимаются в детско-юношеских спортивных школах не столько ради достижений на уровне рекордов, сколько ради развития личностных ресурсов – целеустремленности, воли, работоспособности.
Поэтому так важно, настаивает доцент, чтобы рядом с ребенком-спортсменом были люди, обладающие необходимыми компетенциями и ориентированные на самые разные уровни и виды спортивной подготовки.
– Выделяют по меньшей мере три направления работы: поддержка самого ребенка и его гармоничного развития в любом спорте, защита его от перегрузок и стрессов, работа с детско-родительскими отношениями, - рассказывает Ольга Лопухова. - Немаловажный аспект – помощь тренеру, который зачастую не имеет педагогического образования. Тренер должен быть, в первую очередь, педагогом, хорошо понимать психологию ребенка и детского коллектива; не только обучая навыкам конкретного вида спорта, но, в первую очередь, ориентируясь на понимание и воспитание незаурядной личности.
Ребенок – это не сформировавшийся психологически спортсмен, какого из него хотят видеть тренеры, а всего лишь ребенок. Поэтому в задачах психолога-педагога детско-юношеского спорта помочь найти правильный педагогический подход к детям, наладить контакт, не убить у ребенка желание заниматься спортом. Ведь именно благодаря спорту формируется определенный склад характера, который позволяет делать все точно, быстро, правильно и добиваться успеха.
А помочь в этом смогут выпускники магистратуры «Психология и педагогика детско-юношеского спорта».