7 августа в Москве состоялся экспертно – аналитический семинар, в котором приняли участие более 80 экспертов - руководителей и специалистов органов управления образованием, руководящих и педагогических работников образовательных организаций общего и профессионального образования, представителей научных организаций из всех субъектов Российской Федерации.
Обсуждались Концепция и модели специализированных образовательных организаций для одаренных детей, а также проекты нормативных актов, обеспечивающих реализацию разработанных моделей, подготовленные Институтом мобильных образовательных систем (ИМОС) в рамках проекта ФЦПРО «Экспертно-аналитическое сопровождение формирования системы инновационного общего образования на основе создания специализированных образовательных организаций для одаренных детей».
Открывая семинар, научный руководитель проекта генеральный директор компании «Мобильное Электронное Образование», президент Института мобильных образовательных систем, д. п. н., член-корреспондент РАО, Александр Кондаков отметил, что в наше время, как и в любой из переломных этапов в истории страны, особенно востребована одаренность - чрезвычайно важное качество человека, которое принципиально не поддается автоматизации, манипулированию, упрощению и тиражированию.
Разработанные Концепция и модели специализированных организаций для одаренных детей представляют собой основу для системной общенациональной работы в сфере образования одарённых детей и ориентируют не только на активное включение в общемировой процесс поиска и апробации новых форм развития одарённости и поддержки одарённых детей, но на лидерство в этих направлениях, подчеркнула в своем выступлении научный руководитель лицейских программ, ординарный профессор НИУ ВШЭ, д.п.н. Н. В. Любомирская.
Директор НКО «Совет для одаренных», член Экспертного совета при правительстве РФ, Андрей Баркин остановился на отличительных чертах каждой из трех разработанных моделей специализированных образовательных организаций для одаренных детей, а также рисках, которые могут сопровождать их реализацию.
Участники семинара одобрили предложения о внесении изменений в нормативные правовые акты федерального уровня, представленные заместителем директора Центра прикладных правовых разработок Института образования НИУ ВШЭ, к. юрид. н., Анны Вавиловой, а также проекты локальных актов, разработанные в помощь руководителям школ.
Эксперты - ведущие ученые – психологи Мария Богоявленская (к.психол.н., зав. лабораторией психолого-педагогических основ развивающего дошкольного образования ФГБНУ "Институт изучения детства, семьи и воспитания РАО") и Виктория Юркевич (ведущий научный сотрудник Психологического института РАО, главный редактор журнала "Способности и одаренность", к. психол. н.) обратили внимание участников семинара на особенности социализации одаренных детей, проблемы выявления одаренности на разных возрастных этапах, организации тьюторского сопровождения реализации их индивидуальных образовательных траекторий.
Выступающие эксперты – представители вузов – Ольга Тавстуха (ОГПУ, г. Оренбург), Галина Шешерина (ИПКРО, г. Тамбов), а также образовательных организаций - Григорий Пейсахович (генеральный директор Лицея Бауманского, г. Йошкар-Ола) в основном положительно оценили разработанные материалы, отметив их актуальность и востребованность практикой, а также внесли ряд конструктивных предложений по их доработке с учетом уже имеющегося в регионах опыта работы с одаренными детьми.
Исполнителям проекта предстоит учесть предложения экспертов и подготовить экспертно - аналитические и методические материалы для руководителей органов управления образованием и организаций общего и профессионального образования по вопросам создания специализированных образовательных организаций для одаренных детей.