Организация физкультурно-спортивной образовательной среды для обучающихся учреждений системы среднего профессионального образования.
Алан Михайлович Абаев (http://www.sportunros.ru) - Председатель Общественно-государственного физкультурно-спортивного объединения «Юность России (http://www.sportunros.ru)».
Вера Степановна Макеева - Московский государственный областной университет.
Валентина Николаевна Пушкина - профессор кафедры физического воспитания и спорта РУДН.
Повышение эффективности деятельности образовательных структур физической культуры и спорта в профессиональной подготовке обучающихся среднего звена требует постоянного научного обоснования, новых идей и технологий. При этом сложный и динамичный характер организационной деятельности, обусловленный необходимостью разработки различных вариантов управления и содержания, определяют объективную потребность в ее совершенствовании.
Система физкультурно-спортивной образовательной среды учреждений на рубеже столетий функционировала на основе ряда методологических подходов, организационных принципов, методов регулирования в виде совокупности правовых актов, направленных на развитие и улучшение деятельности образовательных учреждений России, которые в различной степени касались и системы среднего профессионального образования.
С 1993 года результаты работы ученых и политиков, юристов и специалистов физической культуры и спорта позволили создать ряд государственных документов, раскрывающих законодательные основы Российской Федерации о физической культуре и спорте. Из них следует вы-делить те документы, которые в той или иной степени повлияли на развитие физкультурно-спортивной образовательной среды в системе среднего профессионального образования:
Приказ Министерства образования России, министерства здраво-охранения России, Госкомспорта России и РАО от 16.07.2002г. «О совершенствовании процесса физического воспитания в образовательных учреждения РФ»;
Программа от 29.05.2002г. «Физическое воспитание и оздоровление детей, подростков и молодежи в РФ (2002-2005гг.) федеральной целевой программой «Молодежь России (2002-2005гг.).
Организационно-управленческие основы принятых документов исходили из положений, изложенных, в главе 2-й Конституции Российской Федерации (в п. 2 статьи 41), текста Декларации прав и свобод человека, предписаний государственных и общественных организаций, учреждений, предприятий физической культуры, спорта, туризма и курортного комплекса России. В этом процессе Управления по делам молодежи, физической культуре и спорту организовывают, координируют, направляют и контролируют физкультурную и спортивную работу в субъектах Российской Федерации; общественные организации осуществляют руководство федерациями по видам спорта; коммерческие организации осуществляют физкультурно-оздоровительные услуги в зависимости от потребностей населения.
К особенностям деятельности государственного и общественного сегмента по организации физкультурно-спортивной образовательной среды в учреждениях среднего профессионального образования (СПО) следует отнести основную направленность на решение задач укрепления здоровья обучающихся. Принципиальное различие заключается в том, что организация деятельности государственного сегмента направлена на обеспечение системы государственных минимальных стандартов двигательной активности обучающихся, а организация деятельности общественного сегмента нацелена на развитие отдельных видов спорта и ориентирована на возрастные группы, находящиеся в границах 14 - 20 лет. Деятельность коммерческого сегмента, предоставляющего услуги физической культуры и спорта, направлена на эффективное исследование рыночной конъюнктуры и установление конкурентоспособных цен в целях извлечения прибыли.
Ведущую роль в организации физкультурно-спортивной образовательной среды деятельность общественного и государственного сегмента направлена на предоставление услуг в интересах обучающихся средних специальных учебных заведений в целом. В частности, организация услуг в государственном и общественном регулировании выполняет ряд функций, включающих производство
- общественного блага в спорте высших достижений и подготовке спортсменов для сборных команд страны; массовой физической культу-ре и спорте на государственном и региональном уровне;
- социально-значимого блага в системе государственных минимальных стандартов и удовлетворения потребностей обучающихся в двигательной физической активности: физическое воспитание в системе государственного образования СПО, а также в государственных учреждениях дополнительного образования и физкультурно-оздоровительных организациях; лечебная физкультура в государственной системе реабилитации инвалидов и др.
Общественный сегмент в общей структуре управленческих процессов имеет значительное влияние на популяризацию и пропаганду видов спорта, а также удовлетворение потребности в гармоничном развитии личности, укреплении здоровья и ведении здорового образа жизни. Деятельность общественных организаций направлена на развитие физической культуры и спорта, т.к. производит смешанные общественные блага ограниченного доступа, представляющие собой услуги общественных объединений физкультурно-спортивной направленности в спортивных клубах, физкультурно-спортивных обществах, федерациях по видам спорта.
Общегосударственная концепция развития детско-юношеского спорта должна способствовать созданию качественно новой системы под-готовки как массового спорта, таки спорта высших достижений. Спорт обеспечивает наиболее широкий охват молодых людей и дает наиболее быстрый и значимый эффект проводимых мероприятий. При этом механизм реализации целей и задач спорта среди обучающихся средних профессиональных учреждений ясен, поскольку опирается на существующую вертикаль органов управления образованием, спортивных комитетов.
В таблице 1 представлены данные о структурных характеристиках различных сегментов организации физкультурно-спортивной образовательной среды в системе среднего профессионального образования.
Сложившиеся в предшествующей практике модели детско-юношеского спорта структурировались и анализировались по этапам спортивной подготовки, возрасту спортсменов и обучающихся, видам спорта, объему нагрузки и т.д. Существенная перестройка в системе физической культуры и спорта в начале девяностых годов показала, что для достижений высокого уровня организации физкультурно-спортивной образовательной среды необходима не только государственная, но и спонсорская, а также другие виды финансовой поддержки. В реальной жизни наиболее ярко стало видно, что организации физкультурно-спортивной образовательной среды в деятельности учреждений различна и структура, пригодная для одних, может быть бесполезна для других. В новых финансово-экономических и общественно-политических условиях сложилась диспропорция в ранее существовавшей планомерной работе по подготовке спортивных резервов и многолетней практике системы соревнований, связанная с изменениями в финансировании, материально-техническом обеспечении и правовом регулировании данного процесса. Существенно ухудшилась экономическая, финансовая и материально-техническая базы «спорта для всех». Источники пополнения профессионального спорта новыми спортивными талантами, в том числе и из числа обучающихся средних специальных учебных заведений на базах школ-интернатов спортивного профиля, ДЮСШ прекратили свое существование, а многие спортивные базы, оставшиеся на территории сопредельных государств, стали недоступными для спортсменов России. Кроме то-го, имеются и определенные проблемы, такие как существующий консерватизм, равнодушие, инертность руководителей различных уровней, дефицит хороших специалистов. Из-за низкого материального благосостояния населения значительно сузились возможности училищ олимпийского резерва, физкультурно-оздоровительных комплексов.
Произошедшие социально-экономические изменения не позволили выйти на стратегические механизмы государственного регулирования и развития детско-юношеского спорта. Кроме того, существующая си-стема детско-юношеских соревнований не предполагала регулярных спортивных мероприятий для тех из них, кто не занимается в спортивных школах. Около двадцати процентов практически здоровых детей и под-ростков в возрасте 12–16 лет не участвуют в занятиях физической культурой и спортом.
На основе анализа полученных результатов были выявлены основные направления работы и правового регулирования, связанные с учетом особенностей сложившейся системы организации физкультурно-спортивной образовательной среды, в том числе и в учреждениях сред-него профессионального образования. Хотя по своей сути направления работы пересекаются, ориентированы на один и тот же контингент, что в целом явилось основополагающим положением для принятия государственными структурами следующих документов:
Концепции федеральной целевой программы "Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации на 2016 - 2020 годы;
Постановления Правительства РФ от 15 апреля 2014 г. N 302 "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Развитие физической культуры и спорта" (с изменениями и дополнениями);
Постановления Правительства РФ от 21 января 2015 г. N 30 "О федеральной целевой программе "Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации на 2016 - 2020 годы";
Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Развитие физической культуры и спорта" (с изменениями на 23 мая 2017 года) ".
На основе представленных документов идет обновление содержания работы с образовательными организациями среднего профессионального образования, в рамках которой осуществляет свою деятельность общественно-государственное объединение «Юность России». Основная деятельность объединения «Юность России» сконцентрирована на работе с обучающимися средних профессиональных учреждений и обеспечивает их вовлечение во всероссийскую многоуровневую систему физической подготовки и соревновательной деятельности среди образовательных учреждений России. Сочетание в организационно-правовом поле функций как государственного, так и общественного управления позволяет придерживаться концепции охвата следующих направлений развития спорта для обучающихся учреждений среднего профессионального образования:
- детско-юношеский спорт внутри самих учреждений среднего профессионального образования;
- детско-юношеский спорт в учреждениях дополнительного образования;
- детско-юношеский спорт по месту жительства;
- детско-юношеский спорт в негосударственных структурах.
На основе сложившейся концепции «Юность России» решает следующие задачи:
– создание и расширение сети спортивных клубов в средних специальных учебных заведениях профессиональной направленности;
– вовлечение спортивных клубов в систему соревновательной деятельности;
– привлечение к систематическим занятиям спортом дополнительно-го контингента детей и учащейся молодежи, не вовлеченных в сферу деятельности спортивных школ;
– создание самостоятельной альтернативной системы соревнований для обучающихся средних профессиональных учреждений, не вовлеченных в сферу деятельности спортивных школ;
– признание равенства прав, в том числе на государственную поддержку спортивных клубов, создаваемых в средних профессиональных учреждениях наравне с другими физкультурно-спортивными организациями, действующими в сфере детско-юношеского спорта.
«Юность России» ведет поиск действенных подходов к организации физкультурно-спортивной и оздоровительной работы, учитывает опыт работы ведущих отечественных и международных спортивных организаций. В рамках сформулированной концепции, поставленных задач, разработанной программы проводится ряд уникальных мероприятий, таких как:
Всероссийские соревнования по боксу «Кубок памяти Н.А. Никифорова-Денисова»;
«Байкальский меридиан» среди обучающихся образовательных организаций по дзюдо до 23 лет;
Всероссийские фестивали спорта и физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне (http://www.sportunros.ru/news/detail.php?id=1326)» среди обучающихся профессиональных образовательных организаций;
Всероссийские соревнования по футболу «Спортивный Олимп» имени А.Ю. Гагарина.
Проводимые мероприятия способствуют формированию физкультурно-спортивной образовательной среды и интеграции обучающихся среднего профессионального образования в систему российских и международных соревнований среди учащейся молодежи.