В субботу 21 апреля для участников программы «Управление изменениями в опорном университете» Алтайского госуниверситета на базе санатория «Сосновый бор» прошла IV стратегическая сессия «Научно-инновационная деятельность в опорном университете: изменение парадигмы».
Своим опытом развития научно-инновационной деятельности поделились приглашенные эксперты: Роман Вячеславович Оствальд, и.о. проректора по научной работе и инновациям ТПУ, и Владимир Валерьевич Поддубиков, начальник научно-инновационного управления КГУ.
Открыл сессию доклад «Исследовательская повестка опорного Алтайского госуниверситета» Евгения Сергеевича Попова, проректора по научному и инновационному развитию АлтГУ. Он подчеркнул, что экспертная сессия посвящена приоритетному направлению развития АлтГУ. В своем докладе он рассказал о темпах развития АлтГУ, о тех подходах, которые меняют парадигму научно-исследовательской деятельности нашего университета:
– Исследовательскую повестку опорного АлтГУ определяют семь пунктов: приоритизация научных исследований, фокусировка тематики научных исследований на повестке развития региона, комплексный (междисциплинарный) подход при проведении научных исследований, формирование коллабораций с ведущими научными центрами мира, четкое позиционирование (самоопределение) на рынке прикладных разработок и научно-технических услуг, научно-техническая кооперация с индустриальными партнерами, повышение эффективности управления интеллектуальной собственностью: от регистрации к коммерциализации. Они иллюстрируют направление трансформации исследовательской повестки АГУ. Я думаю, что по всем этим направлениям мы с вами движемся, у нас много планов, дорожных карт для развития, теперь нам нужно желание и энергия всё это выполнить, и тогда мы сможем стать лучшим опорным университетом страны.
Роман Вячеславович Оствальд выступил с докладом «Технология формирования и продвижения научных проектов (опыт ТПУ)». Он познакомил с основными направлениями деятельности Томского политехнического университета, рассказал про место ТПУ в мировых рейтингах, про инжиниринговые технологии, которые внедряет вуз.
– Свои преобразования мы, так же как и вы, начинали с внедрения стратегических сессий. Собирали коллектив, искали пути инновационного развития. Предложения обсуждали разные, даже можно сказать, шуточные – например, заменить ректорат искусственным интеллектом. Но в результате выбрали следующий путь развития: мы разделили структуры в университете на три части. Первая – школа базовой инженерной подготовки (это унифицированная программа подготовки бакалавриата в течение двух лет), вторая часть – это шесть инженерных школ, которые были основаны на базе тех институтов, что у нас существовали (Инженерная школа природных ресурсов, Инженерная школа энергетики, Инженерная школа ядерных технологий, Инженерная школа неразрушающего контроля и безопасности, Инженерная школа информационных технологий и робототехники, Инженерная школа новых производственных технологий), третья часть – это две исследовательские школы – Исследовательская школа физики высокоэнергетических процессов и Исследовательская школа химических и биомедицинских технологий. Основная наша идея – это взаимодействие с предприятиями и в области научной деятельности, и в части образовательной деятельности. В каждой школе создается совет индустриальных партнеров, и свой инжиниринговый центр, который нацелен на исследовательскую деятельность по хоздоговорам. Такая перестройка позволила активнее развивать инновационные продукты.
Владимир Валерьевич Поддубиков выступил с докладом «Диверсификация хоздоговорной деятельности в опорном Кемеровском госуниверситете». Он поделился примерами из практики организации научно-инновационной деятельности в КГУ:
– У нас было много дискуссий на тему, какова основная целевая установка программы развития КГУ, какие конкретные шаги применять, и в результате миссия опорного регионального вуза для нас сформулирована так: мы стремимся стать инфраструктурной единицей в региональной экономике, обеспечивая условия для развития региона. Мы с коллегами сошлись на том, что наш вуз – должен стать предпринимательским. Наш регион стремительно теряет «человеческий капитал», и это проявляется во всём. Мы теряем ежегодно почти половину абитуриентов, и это рождает огромную конкуренцию среди вузов. Мало создать красивый университет, мало предлагать на рынке образовательных услуг самые красивые, самые упакованные образовательные продукты, проблема N1 – это перспектива трудоустройства. Мы, как вуз, ставим задачу создания новых бизнесов, предпринимательской культуры. Понимание всего этого легло в составление нашего стратегического проекта развития опорного университета. У нас, например, есть такие площадки, как Центр помощи диким и экзотическим животным, Академия беспилотной авиации и робототехники и другие. Наша цель – расширение портфеля образовательных программ бакалавриата с целью подготовки высококвалифицированных кадров, основанных на интеграции образования, науки и производства, путем внедрения новой модели образования, включающей сетевое обучение, модульный принцип построения образовательных программ, технологии проектного обучения, формирование прикладных инженерных компетенций и базовых soft skills, привлечение работодателей к руководству и оценке качества ВКР.
После обеда Алексей Владимирович Ваганов, доцент кафедры ботаники АлтГУ представил свой доклад «Модель формирования конкурентоспособного научного коллектива: обзор лучших практик Школы управления Сколково». Затем состоялись презентация результатов работы трех проектных групп АГУ, сформированных в рамках стратегической сессии. Свои проекты представили биологический, юридический факультет и факультет психологии и педагогики. Приглашенные эксперты положительно оценили все проекты и пожелали их удачной реализации.
Закончилась стратегическая сессия совещанием с заведующими кафедрами АлтГУ. Основной темой стала роль кафедры в опорном университете: изменение содержание деятельности. Большое внимание этому важному вопросу в своем докладе уделил ректор АлтГУ, Сергей Валентинович Землюков. Он отметил, что не все кафедры успешно выполняют целевые показатели. Несомненно, на заведующем кафедрой лежит много обязанностей, но мы свами должны отвечать и за публикационную активность, и за качество преподавания, и за качество публикаций. И в том числе на нас лежит обязанность – предоставление возможности всем преподавателям для увеличения своей заработной платы. Еще одна важная тема – это средний возраст преподавателей в АлтГУ. И здесь тоже огромная роль зав. кафедрой в привлечении молодых перспективных ученых на работу в университет.
Следующая, уже пятая по счету, стратегическая сессия программы состоится в последней декаде мая 2018 г. Она будет посвящена инновациям в системе управления опорным университетом.