В рамках проекта «Равные возможности – детям» стартовал мониторинг по выявлению лучших практик образовательного волонтерства. В ходе опроса волонтеры отмечают трудности, с которыми столкнулись при открытии кружков или секций, – это поиск помещений, оборудования, нормативного оформления. По результатам мониторинга будут подготовлены обучающие программы, основанные на лучших волонтерских практиках проекта ОНФ.
Цель, которую ставят перед собой организаторы мониторинга – систематизировать информацию о деятельности образовательных волонтеров и создать постоянно действующий реестр успешных практик. В опросе принимают участие волонтеры проекта ОНФ «Равные возможности – детям», за год существования проекта их привлечено уже более 1,5 тыс. За это время они организовали более 400 кружков, секций и клубов самой разной направленности – от народных игр до робототехник, эти занятия посещают почти 15 тыс. детей.
Волонтерам нередко удается создать уникальные методики. Так, в Свердловской, Пензенской и Курской областях были разработаны эффективные подходы к обучению детей с особыми потребностями. В Республике Карелия и Брянской области успешно реализуются мобильные образовательные программы, когда волонтеры выезжают в сельскую местность и проводят развивающие занятия. В Астраханской области из нескольких секций был создан настоящий творческий проект.
В Курганской области активистами ОНФ на базе Дома молодежи был открыт инклюзивный кружок танцевальной реабилитации для детей 4–15 лет. «Педагоги здесь имеют большой опыт работы с детьми-инвалидами, – рассказала сопредседатель регионального штаба ОНФ в Курганской области, руководитель региональной рабочей группы «Образование и культура как основы национальной идентичности» Мария Колчеданцева. – Особенно важна помощь тех волонтеров, которые сами являются инвалидами. Они знают, как работать по инклюзивным программам, владеют навыками постановки танцев для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата, неоднократно принимали участие в танцевальных мероприятиях. Им гораздо проще найти общий язык со своими подопечными. Это очень важно для дошкольников, ведь в этом возрасте общение и социализация значимы как никогда, а танец – прекрасная творческая форма для самовыражения и становления личности ребенка».
Эксперты ОНФ неоднократно отмечали необходимость активного вовлечения в проект не только муниципальных, но и частных, некоммерческих организаций, а также индивидуальных предпринимателей. И некоторые регионы уже успешно организуют кружки при участии или на базе НКО. Так, например, в городе Всеволожске Ленинградской области руководители двух некоммерческих организаций открыли кружок робототехники для детей из малообеспеченных семей, а также дошкольников, которые не имеют возможности посещать детский сад. В период летних каникул волонтеры также проводят занятия для первоклассников в детских лагерях. Сопредседатель регионального штаба ОНФ в Ленинградской области, региональный координатор проекта Татьяна Маркова сообщила, что волонтеры самостоятельно нашли средства для открытия и работы кружка – они получили грантовую поддержку от администрации города, которая также выделила им помещение для проведения развивающих занятий.
Активисты проекта ОНФ «Равные возможности – детям» также успешно реализуют различные формы дистанционных занятий. Так, в городе Ханты-Мансийске дети из многодетных семей постигают фотоискусство не только очно, но и через специально открытую группу в социальных сетях. Причем обучаться выразили желание не только дети, но и родители. В ближайшем будущем фотоклуб может стать семейным. Кружок с дистанционным обучением «Биогеошкола» для детей с ОВЗ и детей, попавших в трудную жизненную ситуацию, открылся в Калужской области. Занятия с тьюторами открывают перед ребятами богатый мир экологии. Особенно актуальны такие технологии при организации дополнительного образования детей в отдаленных населенных пунктах, куда порой трудно добираться волонтерам. И не обязательно это должны быть дистанционные уроки. Можно создать серию видеоуроков по тем или иным факультативным дисциплинам.
«Такие достижения должны быть распространены во всех регионах нашей страны. Это позволит охватить дополнительным образованием большее количество детей, сделать программы более разнообразными и учесть интересы каждого ребенка. Именно для этого мы подробно знакомимся с наиболее удачным опытом работы наших волонтеров, выявляем успешные методы и приемы работы с детьми», – отмечает координатор проекта ОНФ «Равные возможности – детям», депутат Госдумы Любовь Духанина.
Выявление барьеров, с которыми сталкиваются образовательные волонтеры в ходе своей деятельности, – еще одна задача мониторинга. В ОНФ неоднократно поступали сообщения о том, что местные власти не дают волонтеру возможность получить помещение или другие ресурсы, необходимые для работы кружка. Препятствия создавались даже для тех волонтеров, которые имеют несколько дипломов о высшем образовании.
«Нам важно рассказать волонтерам о том, как наладить взаимодействие с представителями власти, как найти спонсоров и провести информационную работу с детьми и их родителями, а также поделиться информацией по проектированию образовательной программы, основам методики, психологии управления межличностными отношениями, профориентации детей и молодежи. И мы будем решать эти задачи, в том числе различными обучающими программами, которые будут подготовлены по результатам мониторинга и основаны на лучших волонтерских практиках проекта ОНФ «Равные возможности – детям», – заключила Духанина.