24.05.2018 14:17
Аналитика.
Просмотров всего: 11389; сегодня: 2.

Мурат Чошанов: "В Америке высшее образование выбирают немногие"

«Профессор года» в системе техасских университетов, выдающийся научный деятель в области математики и инженерии, активно занимающийся дидактикой и методами обучения математики, доктор педагогических наук, профессор кафедры высшей математики и кафедры подготовки учителей Техасского университета в Эль-Пасо (США) Мурат Чошанов дал оценку образованию США и России.

В начале разговора Мурат Аширович напомнил о кросс-культурном исследовании в области математики среди учителей США и России, проводимого учеными Казанского университета и Техасского университета в Эль-Пасо.

Работы велись по изучению влияния предметных знаний учителя на успеваемость школьников США и России.

— Кросс-культурное исследование не только показывает особенности преподавания математики в США и России с их сильными и слабыми сторонами преподавания, но и дает возможность многомерно взглянуть на проблему – узнать опыт коллег, чтобы использовать лучшее, – отметил Мурат Аширович.

Исследование было направлено на сравнительный анализ когнитивных типов предметных знаний учителей математики среднего звена школы в США (6-9 классы) и России (5-9 классы).

Американские и российские учителя были протестированы с использованием опросника предметных знаний (Teacher Content Knowledge Survey), который состоял из задач различного когнитивного типа.

— Проводилось исследование, в котором участвовали 102 российских педагогов и 97 американских – что уже говорит о высокой достоверности полученных результатов. Педагогам нужно было выполнить задания, содержательно отражающие предметные знания учителя по трем когнитивным категориям. Первый: проверка знаний – факты, формулы, аксиомы и прочее. Второй: проверка их понимания, и наконец, третий: доказательство теорий, суждения, размышления. К слову, все задания были идентичны для двух сторон. В первых двух этапах различий между педагогами не было. Но на третьем этапе, где нужно было решать задачи на суждения, русские педагоги опережали американских. И этому тоже есть историческое объяснение. В Советском Союзе в высших учебных заведениях появился такой предмет как логика. Логика учила рассуждать, и, думаю, что это и сыграло решающую роль в исследовании.

Результаты исследования показывают статистически значимую разницу в уровне предметных знаний учителей России и Америки. У российских – явно выше стоят знания по разделам алгебры и геометрии, но «проседают» знания теории вероятностей и статистики. Кроме того, россияне лучше рассуждают, чем их американские коллеги.

— Этому есть историческое объяснение, поскольку в советское время алгебре уделялось особое внимание, и подготовка специалистов в этой области была на достаточно высоком уровне, отсюда и результаты. В американских школах алгебре уделялось меньше внимания, хотя сейчас эта тенденция изменяется в большую заинтересованность этим предметом, чем раньше. Но американские учителя опережают русских в математической статистике и теории вероятности. Тут, вероятно, дело в том, что внимания на эти предметы в российских школах уделяется меньше. Те же экзамены фактически лишены этих тем, как таковых.

По словам ученого, результаты исследования могут быть учтены при определении приоритетов в подготовке учителей математики среднего звена школы в США и России.

— Математическая школа в Америке не такая сильная, как в России, поскольку традиции, которые сохранились еще с советского периода, до сих пор играют серьезную роль в обучении математике. Но уже сегодня прослеживается положительная тенденция к возвращению статусности математической науки за счет появления новых математических школ, которые возрождают интерес и силу математики, которая так уменьшалась, начиная с 90-х годов.

Но слабая математика в школах Америки компенсируется усилением ее в вузах, поскольку происходит большой сплав студентов, учеников, которые приезжают из разных стран, где отбираются, действительно, лучшие из лучших. И именно там американская математика и приобретает внушающий вес. К сожалению, такой возможности у России нет, поскольку для этого нужно создавать определенные условия для сильных студентов.

По мнению Чошанова, в Америке высшее образование выбирают немногие, следовательно, повышается его ценность.

— В России стало уже частью культуры – получить заветную корочку диплома. Но эта культура несколько мешает развитию высшего образования из-за того, что высшее образование получают только ради статуса, а не для будущей профессиональной деятельности.

В Америке далеко не все стремятся получить высшее образование, и поэтому оно там достаточно высоко ценится. Отличительная особенность высшего образования - это понимание того, зачем оно нужно.

А ведь в России математика нечто большее, чем просто дисциплина.

– Математика в России — это особый предмет. Это и известные на весь мир математики Лобачевский, Чебышев, Новиков, Перельман и многие другие. За этими именами стоит интеллектуальный потенциал, — подчеркнул собеседник.

Поэтому ученому важно, чтобы интеллектуальный потенциал России не был растерян.


Ньюсмейкер: Казанский федеральный университет — 854 публикации
Поделиться:

Интересно:

История ювелирного дела в России
21.11.2024 17:36 Аналитика
История ювелирного дела в России
С древних времен людей привлекают изделия из драгоценных металлов. Современные ювелиры в основном специализируются на изготовлении украшений, но исторически эти мастера также производили столовое серебро, декоративную и полезную утварь, а также церемониальные и религиозные предметы...
Аэронавты, совершившие первый в истории полет на воздушном шаре
21.11.2024 09:04 Новости
Аэронавты, совершившие первый в истории полет на воздушном шаре
241 год назад состоялся первый в истории полет человека на воздушном шаре, который изобрели братья Монгольфье. 21 ноября 1783 года из замка в окрестностях Парижа в полет на чудо-аппарате диаметром 15,5 метра и высотой 24 метра, отправились французы - физик Жан-Франсуа Пилатр де Розье и маркиз...
В РФ более 6,7 млн женщин ведут деятельность как ИП или самозанятая
20.11.2024 13:56 Аналитика
В РФ более 6,7 млн женщин ведут деятельность как ИП или самозанятая
В России осуществляют деятельность 4,22 млн индивидуальных предпринимателей, из которых 1,75 млн – женщины. Доля женского предпринимательства среди ИП последние годы относительно стабильна и составляет 41,5%, говорится в исследовании Корпорации МСП, приуроченном ко дню женского...
Что ждет участников Московской молодежной антарктической экспедиции
20.11.2024 11:37 Мероприятия
Что ждет участников Московской молодежной антарктической экспедиции
В столице объявили участников Московской молодежной антарктической экспедиции. По итогам отбора количество мест было увеличено с 11 до 13. Теперь школьники и студенты колледжей смогут отправиться в уникальное путешествие на самый недоступный континент нашей...
О введении в России бумажных денег (ассигнаций) в XVIII веке
20.11.2024 10:05 Аналитика
О введении в России бумажных денег (ассигнаций) в XVIII веке
29 декабря 1768 г. (9 января 1769 г.) Императрица Екатерина II издала Манифест об основании двух ассигнационных банков и выпуске ассигнаций. На учреждённые в Санкт-Петербурге и Москве банки был возложен обмен медных денег на государственные ассигнации четырёх достоинств:...