Не так давно глава Минпроса Ольга Васильева поддержала идею о запрете на использование школьниками гаджетов во время учебных занятий.
Она отметила, что использование смартфонов не только снижает уровень внимания школьника, но и напрямую влияет на его успеваемость, характер работы в учебной аудитории, на контакты с учителями и сверстниками в ходе обучения, вызывая проблемы психологического характера.
Общественность раскололась на тех, кто за, и тех, кто против. А вот что по этому поводу думают психологи Института психологии и образования Казанского федерального университета: доцент кафедры дефектологии и клинической психологии Инна Кротова и доцент кафедры психологии личности Ильдар Абитов.
— Тотальное использование школьниками и студентами смартфонов и иных гаджетов во время занятий – хорошо знакомая и достаточно острая проблема, - пояснила Инна Владимировна.
По мнению Инны Кротовой, интернет-ресурсы предоставляют информацию в неограниченном количестве.
— Важно при получении любой информации "просеивать" ее через сито, отвечая на вопрос: нужно ли это лично мне и как правильно я могу использовать эту информацию. Поэтому было бы неплохо научить ребенка управлять произвольным вниманием, которое «включается» через 10 секунд после восприятия сигнала-информации (в течение 10 секунд можно принять решение о дальнейшем просмотре информации, ее нужности или ненужности и отказе от дальнейшего просмотра). И тогда обилие информации в интернете позволит почувствовать себя уверенным и спокойным, хорошо организованным в медиапространстве, а значит и в самом себе.
Ильдар Абитов согласился со своей коллегой в вопросе фильтрации информации.
— Как государственный судебный эксперт, я часто сталкиваюсь с интернет-ресурсами, содержащими материалы порнографического характера, содержащими идеи расовой, национальной или религиозной нетерпимости. Чаще всего информация в интернете не подвергается никакому отбору, поэтому часть ее вредна и опасна для детей и подростков, не умеющих критично относиться к информации, воспринимающих все буквально. Так, «друзья» в соцсети воспринимаются ими как настоящие друзья, а «лайки» и «подписки» как признание их авторитета и значимости, — дополнил психолог.
Отсюда, по мнению Абитова, истории о юных блогерах, которые, рискуя, отправляются на встречу со своими подписчиками или после не поставленных «лайков» впадают в глубокое отчаяние, идентифицируя себя со своими аккаунтами.
По мнению Кротовой, во времена глобализации и постиндустриализма интернет выполняет функции не только коммуникатора и информатора, но и одного из главных партнеров по общению.
— Так называемое поколение Z — дети, родившиеся в 2004 – 2014 годах — это поколение цифровых аватаров: соцсети стали частью их жизни. Взаимодействия любого порядка, как личные, так и профессиональные, происходят в социальных сетях, мобильных приложениях, мессенджерах, виртуальных и «гибридных» пространствах, онлайн и офлайн. И это не всегда плохо! При принятии нового срабатывает механизм сравнения, анализа и толерантности, то есть понимания мира во всем его многообразии, что приводит к новым формам поведения, новому мировоззрению, новым идеям и постоянному совершенствованию не только себя, но и мира.
Однако Ильдар Абитов отмечает ошибочность факта признания детьми и подростками интернета как авторитетного источника информации.
– Дети и подростки часто интересуются больше не тем, что одобряемо взрослыми и разрешено, а тем, что порицаемо и запрещено. Лица, занимающиеся продвижением различных ресурсов в интернете, прекрасно об этом знают. Поэтому информация о различных радикальных идеях, криминальных группах, противозаконных действиях часто сопровождается притягательными комментариями и распространяется по сети очень быстро и широко. Лица, размещающие информацию в интернете, далеко не всегда берут на себя ответственность за свои действия, при этом дети и подростки часто поступают конформно, следуют моде и репостят различные материалы и распространяют их, не являясь их авторами. При этом в уголовном законодательстве РФ на сегодняшний день ответственность публикатора материала не отличается от ответственности, которую несет его автор. Таким образом, дети и подростки, не обладая достаточно развитым правосознанием, совершают противоправные действия, копируя поведение авторитетных для них и популярных в интернете персон.
По мнению Инны Кротовой, интернет дает возможность приобрести опыт установления причинно-следственных связей.
— Социальные сети – это своего рода тренажер поступков. Да, в них есть анонимность, и игра, и фантазии, есть возможность быть лучше, чем ты есть на самом деле, да, в интернете используются образы, а не реальные вещи, факты и люди. Но в любой сказке передается и формируется опыт, как бывает и как должно быть. Любая игра и интернет-общение дают нам опыт нахождения причинно-следственных связей. И чем больше опыт взаимодействия, тем проще понять и себя, и окружающих. Главное, чтобы опыт расширялся, анализировался, завершался выводами, тогда интернет будет выступать прекрасной экспериментальной площадкой для формирования навыков коммуникации и конструктивного поведения в обществе.
Эксперты КФУ не смогли однозначно ответить на вопрос о вреде или пользе интернета для детей и подростков. По их мнению, безопасность в интернете возможна, если у пользователей будет устойчивость к воздействию постоянного потока информации из Сети. Важно обратить внимание и на необходимую степень контроля со стороны родителей или взрослых, в том числе и образовательных учреждений, за тем, как дети используют интернет.
Кстати, парламент Франции одобрил закон о запрете использования мобильных телефонов и других средств связи в начальных и средних классах общеобразовательной школы. Предложение запретить мобильные телефоны в школе было одним из предвыборных обещаний Эмманюэля Макрона, ставшего президентом Франции в мае 2017 года. Как считает министр народного образования Жан-Мишель Бланкер, «реализация этих инициатив благоприятно отразится на процессе обучения учеников, позволит сосредоточить их внимание на предметах и создаст благоприятную для получения знаний атмосферу».
Министр образования и науки РТ Рафис Бурганов также выступил против использования мобильных телефонов в школах Татарстана. Школы республики по рекомендациям министерства смогут запрещать ученикам пользоваться устройствами в ходе учебного процесса.