Кадровое обеспечение отрасли стало основной темой совместного заседания Экспертного совета по авиационной промышленности, сообщает пресс-служба ГД.
Координатор Экспертного совета, Первый заместитель Председателя Комитета по экономической политике, промышленности, инновационному развитию и предпринимательству, вице-президент Союза машиностроителей России Владимир Гутенев обозначил основные проблемы формирования кадрового потенциала авиационной отрасли.
Владимир Гутенев подчеркнул, что в условиях «стремительно развивающейся автоматизации, роботизации, появления новых технологий» и с учетом необходимости реализации программ импортозамещения и диверсификации предприятий ОПК, все большее значение приобретает приток в реальный сектор экономики кадров с новыми компетенциями и знаниями. При этом самое главное – обеспечение связи между вузами и заказчиками-предприятиями авиапрома.
Для привлечения молодежи в отрасль Владимир Гутенев считает необходимым активно использовать возможности МИО «Звезда», Форума «Инженеры будущего» и профориентационных акций – таких, как «Неделя без турникетов».
Председатель Экспертного совета, вице-президент Союза машиностроителей России, Президент, Председатель Правления ПАО «ОАК» Юрий Слюсарь в свою очередь подчеркнул роль кадров для выполнения задач в области перехода экономики на Индустрию 4.0: «Инженерно-технологические вызовы, стоящие перед отраслью, требуют кадров новой формации – системных мультидисциплинарных инженеров, обладающих компетенциями мирового уровня («инженерный спецназ»), и технологических предпринимателей, разбирающихся в наукоемком высокотехнологичном бизнесе».
Заместитель Министра науки и высшего образования РФ Марина Боровская подчеркнула необходимость дискуссий и налаживания прямого диалога с бизнес-партнерами для выяснения, насколько запросы и ожидания бизнеса совпадают с сегодняшними трендами подготовки в системе высшей школы, добавив, что «сегодня 60% заказов в вузах – уже адресные».
Советник Президента по науке и технологиям ПАО «ОАК» Борис Алешин отметил важность взаимодействия фундаментальной и университетской наук, подчеркнув роль научно-образовательных центров, которые должны объединять не только вузы с промышленными предприятиями, но и отдельные факультеты или ряд кафедр с предприятиями и научными организациями.
Академик РАН, генеральный директор ФГУП «ВИАМ» ГНЦ РФ Евгений Каблов заявил, что сейчас в нашей стране организация взаимодействия между наукой, промышленностью и образованием находится на недостаточном уровне, и в этой связи формирование научно-образовательных консорциумов представляется особенно актуальным.
В завершение заседания Владимир Гутенев отметил, что сейчас отечественные авиастроители находятся в дискриминационном положении по отношению к зарубежным. Так, в настоящее время установлены нулевые таможенные пошлины на большинство гражданских пассажирских самолетов, предусмотрена возможность беспошлинного временного ввоза на территорию страны пассажирских самолетов на условиях финансового или операционного лизинга. В этой связи свыше 90% пассажирских авиаперевозок выполняется воздушными судами, которые находятся вне российской юрисдикции.
«Данный вопрос мы поднимаем с 2015 года, – сказал депутат, – он обсуждался и на совещании Председателя ГД Вячеслава Володина в Коврове при участии гендиректора ГК Ростех Сергея Чемезова и представителей промышленных предприятий».
Владимир Гутенев также рассказал, что Союзом авиапроизводителей России был подготовлен законопроект «О внесении изменений в статью 24.1 Воздушного кодекса РФ», которым предлагается создать Государственную систему по безопасности полетов, предусмотренную новыми международными стандартами Международной организации гражданской авиации (ИКАО), по управлению безопасностью полетов в гражданской авиации.
«Законопроект был нами рассмотрен, он получил положительные заключения экспертных организаций Союза машиностроителей России, и я планирую направить его на заключение в Правительство и внести на рассмотрение Государственной Думы», – резюмировал парламентарий.
Он отметил актуальность предложений экспертов, прозвучавших на заседании, – это увеличение инженерных знаний в базовой подготовке студентов, насыщение программ вузов современными требованиями и задачами, поставленными в рамках Всемирной Торговой Организации и ИКАО, – с тем, чтобы в зону компетенций студентов, в частности, входили знания в области процессов сертификации и стандартизации в отрасли.
Заседание Экспертного совета при Комитете по экономической политике, промышленности, инновационному развитию и предпринимательству и Комитете по авиационной промышленности СоюзМаш России прошло в Государственной Думе 20 декабря 2018 года.