Севастопольский госуниверситет планирует закупить профессиональные 3d-принтеры для обучения студентов-судостроителей. Об этом рассказал проректор по развитию, научной и инновационной деятельности СевГУ Максим Евстигнеев.
«Планируем закупать в этом году. Принтеры позволят делать почти полноценные макеты судов, которые проектируются в университете с точностью до деталей. Полуметровое судно будет точной копией в масштабе настоящего судна. Это называется прототипирование», — сказал Евстигнеев.
По его словам, создание прототипов не просто часть учебного процесса, это элемент проектирования судов в реальных КБ.
«Для того чтобы понять, правильно ты сделал проект или нет, нужно сделать прототип. Иногда его испытывают в реальном бассейне, чтобы посчитать технические характеристики, например сопротивление в воде. Поэтому прототипы новых инновационных судов делаются часто», — сказал Евстигнеев.
Одним из первых в СевГУ планируют сделать прототип учебного научно-исследовательского судна «Пионер-М», которое в рамках всероссийского эксперимента проектировало студенческое КБ.
«К тому времени, как у нас появятся принтеры, „Пионер“ уже будет строиться, но мы все равно сделаем его модель. Особой нужны в этом, конечно, не будет, но для учебного процесса важно, чтобы студенты видели, как можно измерять технические характеристики реального судна на его модели. Потом можно сопоставить данные. Наличие реального судна и его прототипа — очень интересная связка», — сказал Евстигнеев.
Уже сейчас студенты-судостроители СевГУ могут выполнять простейшие прототипы на двух 3d-принтерах, закупленных университетом в прошлом году. Один из них позволяет печатать из пластика крупные детали до 1,2 метра в длину, второй — принтер-апликатор — печатает на основе полимерных смол мелкие детали длиной не более 150 мм.
Кроме того, в техническом арсенале СевГУ имеется 3d-сканер, который позволяет выполнять обратную задачу — создавать цифровую модель реальной детали. Навык работы со сканером необходим для проведения ремонтных работ на судах, проектная документация которых утрачена. Эта технология называется реверс-инжинирингом, ей посвящен отдельный обучающий курс.
Проектирование НИС «Пионер-М» велось параллельно студенческим проектным офисом, в котором работали студенты 9 вузов России, и севастопольским КБ «Коралл». Работа студентов высоко оценена представителями профессионального конструкторского бюро и Объединенной судостроительной корпорации (ОСК). Судно будет заложено в ближайшее время. Для оптимизации процедуры строительства будет организовано взаимодействие университет — проектант — завод.