Общероссийский народный фронт совместно с фондом «Национальные ресурсы образования» провел опрос среди более 1,6 тыс. родителей из 84 регионов Российской Федерации. Исследование показало, что школа нацелена на формирование предметных знаний, а не на развитие ребенка и подготовку его к дальнейшей жизни. При этом лучше всего родители отметили подготовку по физической культуре и знакомству с окружающим миром, а информатика, физика и иностранный язык преподаются недостаточно качественно.
Результатами обучения детей традиционным предметам родители удовлетворены больше, чем уровнем развития у них практических навыков. По мнению половины опрошенных, лучше всего в школе знакомят с окружающим миром, также каждый второй респондент считает, что школа хорошо формирует физическую культуру школьников. Качеством обучения музыке и изобразительному искусству довольны 47% родителей, еще 45% – отмечают хорошее преподавание литературы, 43% — русского языка.
Больше всего респонденты оказались недовольны качеством преподавания иностранного языка — 38% родителей хотели бы, чтобы он преподавался лучше, а еще 19% – считают, что ребенка обучают плохо. Также респонденты хотели бы усилить преподавание информатики (41%), физики (40%), химии (39%), биологии (39%) и экономики (35%).
«На пути к десятке мировых лидеров по качеству общего образования важно не только отслеживать место России в главных международных рейтингах. Следует взглянуть на нашу систему образования глазами ее непосредственных участников и понять, что для них важно. Оценка современной школы родителями — необходимый показатель, который нужно учитывать для осуществления прорыва», – считает координатор проекта ОНФ «Равные возможности – детям», заместитель председателя комитета Госдумы РФ по образованию и науке Любовь Духанина.
Среди основных проблем школьного образования родители выделяют его слабую практикоориентированность: 62% – считают, что школа недостаточно хорошо обучает детей принимать решения и планировать свои действия, 61% — что уделяется мало внимания умению предлагать разные варианты решения задач и выбирать наилучший. Также родителям хотелось бы усилить обучение детей работе с информацией, включая ее поиск, анализ и выбор (59%), развитие инициативности и готовности нести ответственность за результат (57%), применению познавательных стратегий (57%). С тем, что школа хорошо учит представлять итоги своей работы, а также читать и понимать и информационные тексты, и инструкции, и художественную литературу, согласны только 27% родителей, с тем, что детей хорошо обучают извлекать главное из прочитанного или прослушанного, — 26%. Вместе с тем почти каждый третий родитель доволен тем, что школа учит детей вести здоровый образ жизни, формирует навыки командной работы (28%).
Родители подчеркивают, что не устраняются от процесса формирования у ребенка необходимых стратегий развития, но многое в школе нуждается в изменении.
В качестве пяти важнейших направлений, необходимых для развития любого школьника, родители выбрали профориентационные занятия (55%), дополнительные занятия по предметам и подготовку к экзаменам (44%), иностранный язык (44%) и физическую культуру (43%). Пятое место разделили умение публично выступать, вести дискуссии и дебаты и умение оказать медицинскую помощь себе и другим людям (по 36%). Важность углубленного преподавания предмета сверх школьной программы для ребенка отметил каждый пятый родитель (22,5%).
Многие семьи готовы платить за получение детьми этих знаний или навыков. Лидером оказался иностранный язык — оплачивать ребенку дополнительные занятия готовы 47% родителей, назвавших его знание важным фактором успешного обучения и карьеры. Менее всего родители готовы оплачивать изучение прав и обязанностей человека и гражданина, экологии, устройства общества, основ оказания первой медицинской помощи себе и другим людям. Средняя сумма, которую родители готовы потратить на коррекцию результатов обучения, достигнутых в школе, составляет 3337 руб. в месяц.
При этом многие семьи сталкиваются с необходимостью платить учителям за возможность осваивать предмет даже на уровне школьной программы. Так, 22% родителей заявили, что любые дополнительные занятия в их школах полностью платные, и если ребенок не понял что-то на уроке, второй раз объяснять ему пройденную тему учитель будет только за деньги. 36% родителей отметили, что учитель может объяснить что-то на перемене или сразу после уроков. А 21% респондентов сказали, что если ребенок не усвоил информацию на занятиях, дополнительно с ним не будут заниматься даже за деньги, так высока нагрузка у педагогов.
Выходом из этой ситуации для многих родителей становятся услуги репетиторов: многие считают, что подготовиться к сдаче итоговых экзаменов в рамках школы ребенок просто не может (17,5%) или что набранных баллов даже при сдаче экзамена на «хорошо» или «отлично» не хватит для поступления в вуз (46%). Каждый пятый уверен, что ребенок может сдать экзамен только на три балла и занятия с репетитором необходимы для получения более высокой оценки.
«Общество ждет, что школа будет справедливой и доброй, умной и современной, понятной и вариативной, что она не будет закреплять социальное расслоение в обществе или увеличивать его, — отметила Духанина. — В школе должно быть интересно учиться разным детям, с разными возможностями и способностями. Эти ожидания важно учесть при решении задачи выведения российской школы в десятку лучших в мире, поскольку родители — не сторонние наблюдатели. В ближайшее время мы подведем итоги опроса школьников, чтобы учесть позиции всех участников образовательного процесса».