Новость о появлении в Республике Татарстан школы нового формата, отвечающей концепции полилингвальной образовательной среды, появилась в начале 2019 года. Предложение, озвученное Государственным советником Республики Татарстан Минтимером Шариповичем Шаймиевым, направлено на максимальное раскрытие возможностей учащихся, используя полилингвальную систему обучения в качестве образовательного преимущества.
Однако до запуска школы необходимо понять, способна ли высшая школа республики обеспечить необходимый уровень и качество подготовки учителей, способных работать на новых принципах. В связи с этим был организован визит Государственного советника РТ в четыре института Казанского федерального университета.
В Институте физики КФУ гостям, а помимо первого президента Татарстана в обсуждении принимали участие Министр образования и науки РТ Рафис Тимерханович Бурганов и депутат Государственного совета РТ Ильшат Юнусович Аминов, продемонстрировали распределенную систему подготовки учителей предметников на примере учителей физики.
В здании института под эти цели выделено два этажа с лабораториями, где проходит образовательный процесс. Примечательно, что учителя проходят подготовку вместе с профильными специалистами в области физики и математики, отсюда и глубина знаний, которая превосходит возможности любого профильного педагогического университета - учителя физики имеют возможность получать знания от действующих ученых, докторов наук.
Важно отметить, что в КФУ одновременно функционирует сразу две модели подготовки педагогических кадров. Первая, классическая модель, когда в вузе или на факультете занимаются только подготовкой учителей, реализуется в Елабужском институте КФУ. Вторая модель использует принцип распределенной системы, когда педагоги по физике, химии и другим направлениям учатся в профильных институтах, то есть - в Институте физике, Химическом институте им. А.М. Бутлерова и других подразделениях вуза.
Более того, чтобы усилить педагогические аспекты подготовки, с прошлого года в Казанском университете реализуется программа магистратуры интегративного типа по педагогическому направлению. Центром ответственности за магистерские программы по педагогике стал Институт психологии и образования - весь блок инноваций в области образования, в организации образовательного процесса исследуется и преподается именно там, одновременно специальные дисциплины преподаются в профильных институтах.
«Сегодня по педагогическому направлению на всех курсах у нас обучается 9 тысяч человек. Ежегодный выпуск приближается к цифре в 2 тысячи человек. Из них порядка 500 человек обучается на татарском языке. В этом году еще 125 человек поступили по целевому набору от республики (билингвальные учителя, – прим. авт.). КФУ - одно из крупнейших учреждений в Российской Федерации, которое готовит педагогов», - отметил ректор КФУ Ильшат Рафкатович Гафуров.
Так как большинство студентов-педагогов обучается в Институте психологии и образования, визит в корпуса этого института в рамках визита Минтимера Шариповича стал самым длительным по времени в связи с количеством презентованных технологий.
Педагогический институт был открыт в структуре Казанского университета в момент его учреждения Императором Александром I в 1804 году. Подготовка учителей в Казани велась для всех образовательных учреждений, расположенных на территории Средней Азии, Поволжья и Сибири.
С тех пор уже более 210 лет в Казани осуществляется подготовка учителей. Сегодня, как было сказано выше, в КФУ действует распределенная система подготовки педагогических кадров на уровне бакалавриата - учителя-предметники обучаются в профильных предметных институтах, однако Институт психологии и образования отвечает за формирование у них необходимых психолого-педагогических компетенций. Для этого созданы так называемые «модельные классы», в которых Государственному советнику Татарстана была продемонстрирована высокотехнологичная инфраструктура современной школы.
Воспользовавшись возможностью, Минтимер Шарипович Шаймиев проверил знания студентов, задавая предметные вопросы по химии, физике, истории и педагогике. И если «убрать за скобки» смущение при виде легендарной личности, можно сказать, что студенты справились с незапланированным экзаменом.
В самом Институте психологии и образования реализуются программы бакалавриата по начальному и дошкольному образованию, психологии и дефектологии, а также широкий спектр практико-ориентированных и исследовательских магистерских программ, в том числе с международным участием. В процессе обучения активно используются современные проектные методики преподавания. Студент становится активным участником образовательного процесса - от его мотивации и самостоятельности зависит успешность результата.
Гостям удалось ознакомиться с новациями в образовательном процессе и инфраструктурой для подготовки учителей, созданной в эти годы в университете. Вариативные модели подготовки учителей и современные технологии, внедряемые в КФУ, вызвали неподдельный интерес у Государственного советника Татарстана.
Гости посетили центр педагогической магистратуры и центр педагогических практик дошкольного и начального образования ИПО, прошли по аудиториям для проведения лекционных и практических занятий, заглянули в студию интерактивных образовательных практик, тренинг-студию, студию ораторского и театрального мастерства, осмотрели кинозал, кабинет технических средств обучения, оценили современные лаборатории научно-образовательных центров приоритетного направления КФУ «Учитель XXI века», моделирующие современные школьные кабинеты физики и химии.
В ходе обхода ректор КФУ напомнил, что КФУ впервые вошел в число 125 лучших университетов мира в предметной области «Образование» по версии британского издания Times Higher Education. Так, Казанский университет занял лидирующую позицию не только в России, но и среди стран Восточной Европы, а также на всем постсоветском пространстве.
По версии еще одного авторитетного рейтинга - QS World University Rankings, предметная область «Образование» - КФУ занимает 251−300 место.
Особый интерес у гостя вызвал кабинет технических средств обучения - интерактивный сенсорный стол Smart. Минтимера Шариповича заинтересовали многомерные возможности продемонстрированного девайса с набором игр для детей дошкольного и младшего школьного возраста, предоставляющие возможности развития способностей детей - логики, счета, зрительной и аудиальной памяти.
«У меня была возможность поговорить со студентами и преподавателями. Есть традиции, есть костяк, есть студенты с хорошим настроением. Мы были в нескольких лабораториях и у нас появилась уверенность в том, что нам в республике удается внедрить лучшие, современные методы образования. Очевидно, что федеральный университет, ректорат и коллектив, проводят оснащение учебной базы на уровне международных требований», - заявил Минтимер Шарипович Шаймиев.
Убедиться в том, что продемонстрированные методики не просто теория, а работающая модель, у гостей была возможность в Институте международных отношений и в Институте филологии и межкультурной коммуникации. В рамках стратегии университета на эти два подразделения возложена одна из самых амбициозных задач - подготовка учителей, умеющих работать в полилингвальной образовательной среде.
В ходе визита университет показал не только уважение, понимание значимости традиций, но и способность отвечать на современные вызовы – в КФУ реализуются все передовые инновационные технологии, существующие в мире для развития такого важного направления как подготовка учителей.
По общему мнению участников визита, республике предстоит провести большую работу по реализации главной на сегодняшний день задачи, чтобы эти выпускники были востребованы по специальности.
Елабуга Республики Татарстан является моногородом в соответствии с официальным перечнем моногородов, утвержденным Правительством Российской Федерации. Моногород - населенный пункт, экономическая деятельность которого тесно связана с единственным (градообразующем) предприятием или группой жестко интегрированных между собой предприятий. Развитие моногородов России предусматривает меры по диверсификации экономики, развитию социально-экономического положения и улучшению городской среды.