Предложение, озвученное государственным советником Республики Татарстан Минтимером Шариповичем Шаймиевым, направлено на максимальное раскрытие возможностей учащихся, используя полилингвальную систему обучения в качестве образовательного преимущества.
Реализация этого проекта начата совместными усилиями Республиканского Фонда «Возрождение» совместно с Министерством образования и науки РТ и при поддержке Министерства просвещения Российской Федерации. Основной площадкой для подготовки педагогических кадров стал Казанский федеральный университет.
В совещании приняли участие ректор Казанского федерального университета Ильшат Рафкатович Гафуров, глава Нижнекамского района Татарстана Айдар Раисович Метшин, директора средних образовательных школ, гимназий, лицеев республики, на площадке которых планируется открытие полилингвальных образовательных комплексов. Встреча прошла под председательством Минтимера Шариповича Шаймиева.
В начале совещания государственный советник республики сообщил собравшимся, что в рамках представленного проекта, школы будут воспитывать конкурентоспособных, знающих несколько языков детей, а также будет укреплена материально-техническая база образовательной системы региона. Участникам совещания была представлена доработанная концепция работы полилингвальных образовательных комплексов в республике. Стратегия разработана с учетом общегосударственных, этнокультурных потребностей многонационального народа Республики Татарстан и Российской Федерации, лучших отечественных и зарубежных образовательных практик, мировых тенденций развития образования.
Особое место отведено вопросу о кадрах. Концепция предусматривает привлечение специалистов с хорошей предметной подготовкой и полилингвальной компетенцией, преподавателей-носителей языка, а также внедрение международных образовательных программ и непрерывное повышение квалификации учителей.
Центром ответственности за подготовку учителей, работающих в полилингвальной образовательной среде, стал Казанский федеральный университет - крупнейшая в стране площадка по подготовке педагогических кадров.
Сегодня КФУ обладает достаточными ресурсами для подготовки учителей, способных работать в полилингвальной образовательной среде. Вот лишь несколько цифр: средний показатель ЕГЭ абитуриентов, претендующих на обучение в КФУ по педагогическому профилю, превышает 78 баллов и ежегодно растет. Конкурс по направлению «Начальное образование и иностранный (английский) язык» составляет 19 человек на место, а общее количество профильных студентов - более 9 000 человек, из них 1100 имеют отношение к преподаванию на национальном языке, а 2000 дипломированных учителей покидают стены вуза ежегодно. Более того, разработана и функционирует классическая и распределенная системы подготовки кадров, при которой учителя предметных областей изначально обучаются как специалисты в своем направлении благодаря усилиям профессуры из профильных институтов КФУ.
Предполагается, что современные полилингвальные образовательные комплексы обеспечат конкурентное образование на русском, татарском, английском языках, воспитание подрастающего поколения в духе межнационального согласия. Структура комплексов включает в себя образовательные учреждения начального, основного и среднего общего образования, рассчитанная на обучение 2400 детей в каждом. Это и начальная школа, и билингвальная, полилингвальная школы, интернат, а также загородный центр дополнительного образования.
Участники совещания одобрили концепцию полилингвальных образовательных комплексов в Республике Татарстан. Все предложения были поддержаны единогласно.
Нижнекамск Республики Татарстан является моногородом в соответствии с официальным перечнем моногородов, утвержденным Правительством Российской Федерации. Моногород - населенный пункт, экономическая деятельность которого тесно связана с единственным (градообразующем) предприятием или группой жестко интегрированных между собой предприятий. Развитие моногородов России предусматривает меры по диверсификации экономики, развитию социально-экономического положения и улучшению городской среды.