Планы Минпросвещения запретить сокращать организации для детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) будут способствовать улучшению качества жизни и образования таких детей, заявил эксперт ОНФ по социальным вопросам и делам инвалидов, генеральный директор Национального центра проблем инвалидности Александр Лысенко. По его словам, подобные сокращения в рамках оптимизации учреждений образования абсолютно недопустимы.
Ранее, Министерство просвещения РФ сообщило о планах нормативно закрепить и защитить от сокращений перечень организаций для детей с ограниченными возможностями здоровья, сообщили РИА «Новости». «Мы продолжаем развивать сеть инклюзивных школ и детских садов (общеобразовательные учреждения, где также обучаются дети с инвалидностью, - прим. ред.), при этом сохраняем деятельность специализированных образовательных организаций, нормативно закрепив и защитив от сокращений перечень организаций, ведущих программы для обучающихся с ОВЗ – это 1 923 образовательные организации», – заявила глава ведомства Ольга Васильева
«Такой нормативный запрет абсолютно правильный и является единственной надежной мерой по защите организаций для детей-инвалидов от сокращения. Это будет способствовать улучшению качества жизни и образования детей-инвалидов и детей с ОВЗ», – подчеркнул Лысенко.
Он напомнил, что во время реформы образования много коррекционных учреждений попало под сокращение. Оно осуществлялось в том числе и путем объединения коррекционного детсада или школы с другой школой, «вливания» такого учреждения в образовательный комплекс и т.д. «Часто это приводило к размыванию коррекционного компонента. Становилось меньше коррекционных педагогов, меньше обучаемых, часть из них переводили на надомное обучение. И так мы потеряли достаточно много коррекционных школ. Это вызвало бурную реакцию населения, родителей детей-инвалидов, потому что противоречило той концепции инклюзии, которую провозглашали в России. Победили деньги, поскольку понятно, что шла оптимизация расходов», – отметил Лысенко.
Факты, когда при необходимости сократить расходы на образование в первую очередь «под нож» идут коррекционные образовательные учреждения, имеются до сих пор, но сейчас их не так много, добавил он.
Между тем, количество детей-инвалидов в нашей стране постепенно растет и составляет свыше 770 тыс. человек. Это на 150 тыс. больше, чем 6-7 лет назад. На фоне того, как увеличивается число инклюзивных школ, количество коррекционных школ и детсадов по крайней мере не должно сокращаться, подчеркнул Лысенко. «Коррекционные образовательные учреждения являются своего рода ресурсными центрами для развития инклюзивного образования. Вполне возможно, что ребенок из коррекционной школы может перейти в инклюзивную», – пояснил он.
Более того, желательно, чтобы количество коррекционных учреждений, например, детсадов даже росло, поскольку посещающий их ребенок также может быть подготовлен к поступлению в инклюзивную школу, добавил Лысенко.
Он также напомнил, что некоторые категории детей-инвалидов, например, с отклонениями в психическом развитии, по большей части обучаются в именно в коррекционных школах. Кроме того, наличие таких школ и детсадов важно для незрячих или глухих детей, а также детей с тяжелой инвалидностью, когда в обычной школе создать условия для инклюзивного обучения очень трудно.