ЕГЭ создавался для того, чтобы предоставить всем школьникам в стране равные условия для сдачи экзамена и поступления в вузы. Далеко не все школы имеют достаточную материально-техническую базу, чтобы организовать экзамен с использованием цифровых нововведений, которые предлагает Федеральный институт педагогических измерений. Это может стать настоящим препятствием для обеспечения общедоступности ЕГЭ, заявила член Центрального штаба ОНФ, зампред комитета Госдумы по науке и образованию Любовь Духанина.
Для сдающих Единый и Основной государственные экзамены по гуманитарным предметам могут разрешить поиск информации в интернете, пишут «Известия» со ссылкой на Федеральный институт педагогических измерений (ФИПИ — разработчик заданий для ЕГЭ и ОГЭ). Так, например, на экзамене по географии может потребоваться работа с геоинформационными системами, пояснили в ФИПИ. Там добавили, что для проверки знаний по предметам естественно-научного цикла в контрольных измерительных материалах могут появиться задания с видеофрагментами и экспериментом на цифровой модели.
Духанина напомнила, что изначально ЕГЭ был направлен на решение одной задачи – обеспечить всем российским школьникам равные условия для сдачи экзамена и поступления в высшие учебные заведения.
«На сегодняшний день далеко не все школы имеют достаточную материально-техническую базу для организации проведения экзамена с учетом обсуждаемых нововведений. Это может стать настоящим препятствием для обеспечения общедоступности процедуры Единого государственного экзамена», – подчеркнула Духанина.
Даже сейчас, когда задания существуют только в текстовом виде, есть случаи технических сбоев, происходит задержка при получении контрольно-измерительных материалов в некоторых пунктах проведения экзаменов, добавила она.
При этом сама по себе трансформация заданий, их ориентация на решение практических задач — это шаг в правильном направлении, уверена Духанина.
«Другое дело, нужно ли пытаться уместить все возможные типы задач в один экзамен? Если речь идет об исследовании или эксперименте, о выполнении практических операций, то ребенок может выполнять их в формате, приближенном к современным демонстрационным и квалификационным экзаменам. Иначе экзамен может превратиться не в оценку знаний, а в оценку умения работать в той или иной цифровой среде», – добавила Духанина.
По ее мнению, развитие цифровизации позволяет распределить выполнение тех или иных учебных задач во времени: «Это приближает нас к идее «цифрового портфолио», которое покажет общую динамику образовательных достижений ученика в течение всего обучения, включая результаты выполненных исследований, итоги квалификационных экзаменов. Именно в цифровом портфолио многие регионы видят сегодня перспективу итоговой аттестации».