Уже до конца года в России может начать работу венчурный фонд поддержки перспективных проектов в сфере образования. Экспертом по вопросу инвестиций в этой области выступила группа компаний «Просвещение».
Реализацией этой инициативы совместно с Министерством экономического развития РФ занимается «Российская венчурная компания» (РВК). Уже объявлено о начале отбора управляющего товарища фонда. Результаты открытого конкурса будут обнародованы в сентябре. Предполагается, что фонд будет работать в форме инвестиционного товарищества и за пять лет инвестирует 7 млрд рублей примерно в 200 российских и зарубежных образовательных проектов, в том числе, в стартапы.
В поисках консенсуса.
Венчурные инвестиции – относительно новый механизм финансирования российского образования. А намерение государства инвестировать в проекты, в которые изначально заложена вероятность потери вложений, – пример для отрасли уникальный. Эксперты инициативу государства объясняют тем, что качественный рывок в развитии образования сегодня является задачей национальной важности. Об этом, в частности, заявил инвестиционный директор РВК Алексей Басов. По его словам, у команды, которая выиграет конкурс, появится уникальный шанс принять участие в трансформации образовательной индустрии.
Но для того, чтобы средства из бюджета не были потрачены впустую и принесли свои плоды, управляющим необходима профессиональная экспертная поддержка участников образовательного рынка, считают специалисты. Большой вклад, в частности, могут внести крупнейшие игроки на рынке образовательных продуктов и услуг.
Свой взгляд на концептуальную основу деятельности венчурного фонда и его перспективы уже представила группа компаний «Просвещение». По словам президента компании Михаила Кожевникова, главное, в чем сегодня нуждается российское образование – это консенсус, без которого невозможно развитие. «Все зиждется на трех китах, - сообщил руководитель «Просвещения». – В первую очередь, это инфраструктура, которая должна соответствовать используемым технологиям». Второй «кит», по его словам, это педагоги, которые обеспечивают образовательный процесс. В качестве третьего элемента Кожевников обозначил образовательный контент, который должен быть грамотно выстроен и настроен на результат, необходимый ученику, региону и работодателям. Крайне важно, по словам президента группы компаний «Просвещение», определить критерии оценки качества образовательного процесса. Еще одной важнейшей задачей, по его словам, является создание непрерывной системы предпрофессиональной и профессиональной подготовки, которая предполагает налаживание постоянного взаимодействия между школами, вузами и работодателями.
Начало положено.
Стоит отметить, что многие комплексные решения уже активно внедряются в практику. В частности, к ним относится система предпрофессиональной подготовки в школах, когда старшеклассники выбирают профили обучения и, соответственно, получают возможность углубленного изучения отдельных дисциплин. Или, например, учебно-методические материалы группы компаний «Просвещение»: они доступны на портале «Московская электронная школа» и уже сейчас содержат весь цифровой контент, соответствующий современным требованиям.
Компания в последние годы выступает в роли образовательного интегратора на всех уровнях. Так, она вышла с инициативой строительства новых школ с применением механизмов государственно-частного партнерства, в частности концессионных соглашений. Соответствующий проект возведения сразу тринадцати школ сейчас изучается в Нижегородской области. Примечательно, что здания образовательных организаций «Просвещение» предлагает возводить сразу с учетом концептуальной образовательной составляющей и потребностей региональных рынков труда. То есть, еще на стадии проектирования каждой конкретной школы будут учитываться такие факторы, как, например, количество лабораторий в здании, необходимость организации определенного рода мастерских и многое другое.
Тот же подход у компании и в вопросе модернизации летних лагерей. Недавно программа «Просвещения», предполагающая обновление нескольких сотен лагерей по всей России, была призвана одним из лучших проектов на III Форуме социальных инноваций регионов. Образовательный интегратор уже заключил соглашение о сотрудничестве в сфере развития инфраструктуры для отдыха детей с Правительством Московской области.
Как говорят эксперты, подобные проекты, направленные на решение одновременно многих проблем и задач, будут востребованы венчурным фондом. С его созданием государство предоставит возможность заинтересованным участникам рынка заявить о себе и коммерциализировать свои идеи и технологии с пользой для всей российской образовательной отрасли.