Работая над законопроектом по снижению отчетности для учителей, Министерству просвещения РФ важно не только освободить педагогов от непрофильной нагрузки, но и вспомнить о методическом сопровождении педагогов в составлении рабочей программы, а также о налаживании работы электронных журналов и автоматизации сбора информации с сайтов школ. Это важные показатели в оценке реализации нацпроекта «Образование», заявила координатор проекта ОНФ «Равные возможности – детям», заместитель председателя комитета Госдумы по образованию и науке Любовь Духанина.
Министерство просвещения РФ подготовило проект закона о снижении нагрузки на педагогов по составлению отчетности, сообщил ТАСС директор департамента госполитики в сфере оценки качества общего образования ведомства Антон Четвертков.
Духанина напомнила, что вопрос регламентации нагрузки на учителей назрел уже давно – впервые эксперты ОНФ обращались с этой просьбой к президенту в 2014 г. «Излишняя бюрократия часто лишает педагогов возможности отдыхать и заниматься самообразованием», – подчеркнула она.
Согласно исследованиям Народного фронта и фонда «Национальные ресурсы образования», учителя заполняют не только ставшие уже привычными отчеты по успеваемости, воспитательной работе, диагностике и посещаемости. Некоторые вынуждены вести сбор документов для личных дел учеников, собирать сведения о медицинских полисах для поликлиник, отчитываться об участии детей в акциях и мероприятиях, подавать сведения о трудоустройстве выпускников и даже считать количество и мощность лампочек в светильниках. До сих пор педагоги сообщают о случаях параллельного ведения бумажных и электронных журналов успеваемости, констатировала Духанина.
«Поэтому важно, чтобы перечень, который установит Минпросвещения, реально содержал первоочередные обязанности учителя», – подчеркнула она.
Пока в ведомстве заявляют о намерении ограничить бумажную работу учителя четырьмя документами: рабочей программой предмета, календарно-тематическим планом, электронными журналом и дневником.
Что касается программы, то, по оценкам ОНФ, только 30% педагогов разрабатывают ее полностью самостоятельно согласно требованиям Федерального государственного образовательного стандарта. Остальные учителя адаптируют под каждый класс программу, опубликованную издательством (43,5%), или вносят минимальные правки в уже опубликованные программы (20,5%). А 6% педагогов меняют название школы на титульном листе программы из интернета. При этом 55% учителей не хватает программ, разработанных серьезными учеными и практиками.
«Для составления таких документов каждому учителю необходимо полноценное методическое сопровождение», – отметила Духанина.
Не менее важно наладить работу электронных журналов, автоматизировать сбор информации с сайтов школ: «Это позволит избавить педагогов от выполнения непрофильной работы и сосредоточить их усилия на решении задач образования и воспитания детей. В том числе с этих позиций мы будем оценивать реализацию нацпроекта «Образование».