На необходимость в России военно-учебных заведений впервые обратил внимание реформатор Петр Первый. По приказу Петра в 1701 году в Москве начала функционировать Школа математических и навигационных наук. Это заведение занималось обучением специалистов артиллерийского и инженерно-морского дела. Это было серьезное решение на пути к совершенствованию русской армии. Позже, в 1712 году, Петром Первым в Москве основана «Инженерная школа», рассчитанная на 150 воспитанников, а в 1719 году, в северной столице России начнут функционировать еще две новые военные школы: артиллерийская и инженерная.
После смерти Петра Первого реформ в области военного образования не было довольно продолжительное время. Но в 1732 году фельдмаршал граф Б.Х. Миних стал инициатором учреждения в Петербурге Офицерского училища. Это явилось началом значительных реформ в военном образовании:
- в 1743 году в северной столице был основан Морской кадетский корпус;
- Офицерское училище начинает именоваться «Сухопутный шляхетский кадетский корпус», а позже в 1766 году получает название «Императорский»;
- Артиллерийскую и инженерную военные школы переименовывают в Артиллерийский и инженерный корпус;
- в 1798 году по приказу императора Павла Первого был основан Императорский военно-сиротский дом, на базе которого в северной столице России в 1829 году начал функционировать Павловский кадетский корпус, а еще через три года – военный Пажеский корпус;
- в 1819-1820 годах, во время правления Александра Первого, учреждены «Главное инженерное училище» и «Главное Артиллерийское училище»;
- в 1823 году была основана «Школа гвардейских прапорщиков». В 1849 году это заведение переименовано в Михайловское артиллерийское училище.
Время правления Императора Александра Первого ознаменовалось развитием военного образования. Кадетские корпуса, военные училища и другие военно-учебные заведения открывались не только в Москве и Петербурге, но и в ряде губерний России: Новгороде, Орле, Оренбурге, Воронеже и других.
К 1855 году в стране было учреждено еще 16 кадетских корпусов. Военную подготовку в них получали 6700 воспитанников. Ежегодно эти учебные заведения выпускали 520 будущих офицеров. Но, как показала русско-турецкая война 1856 года, этого количества офицеров было недостаточно для русской армии. Усовершенствования требовала и их подготовка. Тогда было принято решение открыть новые военные училища. Так в 1863 году начали подготовку военных специалистов:
- 1-е Павловское военное училище (Петербург);
- 2-е Константиновское военное училище (Петербург);
- 3-е Александровское военное училище (Москва).
Еще через год в северной столице России при Школе гвардейских подпрапорщиков и кавалерийских юнкеров было учреждено Николаевское кавалерийское училище. Однако даже эти меры не смогли обеспечить русскую армию достаточным количеством специалистов военного дела. В связи с острой нехваткой толковых офицеров в 60-х годах 19-го столетия было решено основать юнкерские училища и военные прогимназии.
Перед октябрьской революцией 1917 года в стране функционировало 30 кадетских корпусов, которые ежегодно выпускали для службы в русской армии и военной карьеры до 1600 юнкеров. Но к 2000 году число кадетских корпусов сократилось до 10. Сегодня в стране система военно-учебных заведений включает в себя:
- военные академии;
- высшие военные училища;
- военные кафедры при вузах;
- военные институты;
- учебные военные центры при гражданских вузах;
- кадетские училища и корпуса;
- нахимовские училища;
- суворовские училища.
Учебная программа во всех этих заведениях рассчитана на профессиональную подготовку военных кадров.