21.10.2019 17:14
Аналитика.
Просмотров всего: 7628; сегодня: 1.

Подведены итоги мониторинга "Зарплата и нагрузка учителя"

Подведены итоги мониторинга

Треть российских учителей признались, что испытывают сложности с покупкой одежды — их зарплаты хватает лишь на еду и ежедневные расходы. Это показал мониторинг «Зарплата и нагрузка учителя», проведенный экспертами Фонда «Национальные ресурсы образования» в июне 2019 г. при участии более 3700 педагогов из 85 регионов России.

За год с 28% до 34% увеличилась доля учителей, отмечающих, что они испытывают сложности даже с покупкой одежды. Так, по словам педагогов, в среднем выплаты в Республике Марий Эл составляют 17014 рублей, в Республике Мордовия — 17 657 рублей, в Алтайском крае — 18742 рубля, в Брянской области — 17511 рублей, в Ивановской области — 18421 рубль, 18720 в Псковской области, 18764 рубля в Липецкой области, 20012 рублей в Кировской области, 21231 в Курганской области.

Чтобы получать такую зарплату, педагог должен работать практически за двоих: нагрузка 61% опрошенных учителей составила от одной до двух ставок, а 10% — две и более. Так, средняя нагрузка респондентов из Самарской области составила 30 часов при средней зарплате в 23978 рублей, Костромской — 30 часов за 20966 рублей, Ростовской — 28 часов за 20640 рублей, Омской — 28 часов за 20578 рублей. О высоких нагрузках сообщали также учителя из Кемеровской области (32 часа), Тюменской области (31 час), Ямало-Ненецкого округа (30 часов), Владимирской (29 часов) и Амурской области (29 часов). Часто высокая нагрузка — следствие нехватки предметников в школе, о чем сообщили 51% учителей: «Вынужденная большая нагрузка — 130 часов математики в неделю по всей школе без внеурочной деятельности на трёх учителей в связи с катастрофической нехваткой учителей. И не только математики, и не только в нашей школе, а в целом по городу» (Республика Удмуртия).

Как правило, стимулирующие выплаты положены за участие в конференциях и конкурсах (67%), достижения учеников (49%), классное руководство (42%). В ряде школ их не платят вообще — об этом сообщили 13% респондентов, а еще 5% отмечают, что платят их крайне редко: «Стимулирующие выплаты практически отсутствуют, иногда бывает 500 рублей» (Омская область); «Говорят, что на стимулирование нет финансирования» (Свердловская область).

«Учителя называют эту систему «корм за лишний кувырок». Подтверждать каждое достижение нужно документально, а доплаты небольшие», — отмечает зампредседателя комитета Государственной Думы РФ по образованию и науке Любовь Духанина. «Стимулирующий балл может стоить 1 рубль 20 копеек. В некоторых школах доплату в 120 рублей можно получить за посещение пяти музеев и театров, но билеты учителя должны приобретать за свой счет», — подчеркивает она. Педагоги говорят об уменьшении «стоимости» стимулирующих баллов (39%), невыплате обещанных премий (25%), увеличении оклада при уменьшении стимулирующих (21%).

Почти половина учителей, участвовавших в проведении государственной итоговой аттестации (49%), не получили за это никаких доплат, еще 8% педагогов отметили, что им платили за ГИА, но не оплачивали этот день в школе, из-за чего зарплата оказалась ниже обычной: «Один час моей работы на ППЭ — 49,97 рублей. И эта оплата независимо от того, в отпуске или ещё работаешь. Техническое обеспечение процедуры ЕГЭ и ОГЭ никак не финансируется. Каждый пункт выкручивается кто как может. Сверху говорят: «приносите технику из дома» (Кемеровская область). Чаще всего учителя выступали в роли организаторов (44%) — проверяли документы, проводили инструктаж, следили за соблюдением правил. «За отказ от участия в ГИА грозят лишением части зарплаты, разбирательством с министерством», «Предупреждали о штрафах при списывании детей и нарушении выполнения инструкции в размере от 40 тыс. до 200 тыс. рублей», — сообщают педагоги.

Свою работу треть учителей (33%) оценили как тяжелую, однако отметили, что увольняться не планируют. Каждый десятый педагог отметил, что работа доставляет много удовольствия, и лишь иногда их что-то огорчает. Трое из десяти учителей считают, что в их работе есть трудности, но они решаемы, 18% — что работать очень трудно, и скоро они могут уйти из школы, а 2% респондентов уже приняли решение об уходе или даже написали заявление.

Говоря об атмосфере в школе, 22% учителей отметили, что их не устраивают отношения с администрацией, 16% — с родителями, и только 4% педагогов не удовлетворены своими отношениями с учениками.

«На всех уровнях власти есть понимание, что нужно двигаться к достойному окладу за одну ставку педагогической работы и отказаться от сложившейся непрозрачной и несправедливой системы расчета зарплаты. В качестве первого шага необходимо установить гарантированный базовый оклад за ставку не ниже уровня МРОТ. Эта позиция была озвучена нами в Государственной Думе в ходе больших парламентских слушаний. Такой шаг потребует дополнительных средств и проявления политической воли. Но без этого невозможно решить проблему нехватки учителей, выполнить задачу привлечения в школу лучших специалистов, а в итоге — и реализовать национальный проект «Образование», — заключила Духанина.


Ньюсмейкер: Фонд «Национальные ресурсы образования»
Поделиться:

Интересно:

История ювелирного дела в России
21.11.2024 17:36 Аналитика
История ювелирного дела в России
С древних времен людей привлекают изделия из драгоценных металлов. Современные ювелиры в основном специализируются на изготовлении украшений, но исторически эти мастера также производили столовое серебро, декоративную и полезную утварь, а также церемониальные и религиозные предметы...
Аэронавты, совершившие первый в истории полет на воздушном шаре
21.11.2024 09:04 Новости
Аэронавты, совершившие первый в истории полет на воздушном шаре
241 год назад состоялся первый в истории полет человека на воздушном шаре, который изобрели братья Монгольфье. 21 ноября 1783 года из замка в окрестностях Парижа в полет на чудо-аппарате диаметром 15,5 метра и высотой 24 метра, отправились французы - физик Жан-Франсуа Пилатр де Розье и маркиз...
В РФ более 6,7 млн женщин ведут деятельность как ИП или самозанятая
20.11.2024 13:56 Аналитика
В РФ более 6,7 млн женщин ведут деятельность как ИП или самозанятая
В России осуществляют деятельность 4,22 млн индивидуальных предпринимателей, из которых 1,75 млн – женщины. Доля женского предпринимательства среди ИП последние годы относительно стабильна и составляет 41,5%, говорится в исследовании Корпорации МСП, приуроченном ко дню женского...
Что ждет участников Московской молодежной антарктической экспедиции
20.11.2024 11:37 Мероприятия
Что ждет участников Московской молодежной антарктической экспедиции
В столице объявили участников Московской молодежной антарктической экспедиции. По итогам отбора количество мест было увеличено с 11 до 13. Теперь школьники и студенты колледжей смогут отправиться в уникальное путешествие на самый недоступный континент нашей...
О введении в России бумажных денег (ассигнаций) в XVIII веке
20.11.2024 10:05 Аналитика
О введении в России бумажных денег (ассигнаций) в XVIII веке
29 декабря 1768 г. (9 января 1769 г.) Императрица Екатерина II издала Манифест об основании двух ассигнационных банков и выпуске ассигнаций. На учреждённые в Санкт-Петербурге и Москве банки был возложен обмен медных денег на государственные ассигнации четырёх достоинств:...