Треть российских учителей признались, что испытывают сложности с покупкой одежды — их зарплаты хватает лишь на еду и ежедневные расходы. Это показал мониторинг «Зарплата и нагрузка учителя», проведенный экспертами Фонда «Национальные ресурсы образования» в июне 2019 г. при участии более 3700 педагогов из 85 регионов России.
За год с 28% до 34% увеличилась доля учителей, отмечающих, что они испытывают сложности даже с покупкой одежды. Так, по словам педагогов, в среднем выплаты в Республике Марий Эл составляют 17014 рублей, в Республике Мордовия — 17 657 рублей, в Алтайском крае — 18742 рубля, в Брянской области — 17511 рублей, в Ивановской области — 18421 рубль, 18720 в Псковской области, 18764 рубля в Липецкой области, 20012 рублей в Кировской области, 21231 в Курганской области.
Чтобы получать такую зарплату, педагог должен работать практически за двоих: нагрузка 61% опрошенных учителей составила от одной до двух ставок, а 10% — две и более. Так, средняя нагрузка респондентов из Самарской области составила 30 часов при средней зарплате в 23978 рублей, Костромской — 30 часов за 20966 рублей, Ростовской — 28 часов за 20640 рублей, Омской — 28 часов за 20578 рублей. О высоких нагрузках сообщали также учителя из Кемеровской области (32 часа), Тюменской области (31 час), Ямало-Ненецкого округа (30 часов), Владимирской (29 часов) и Амурской области (29 часов). Часто высокая нагрузка — следствие нехватки предметников в школе, о чем сообщили 51% учителей: «Вынужденная большая нагрузка — 130 часов математики в неделю по всей школе без внеурочной деятельности на трёх учителей в связи с катастрофической нехваткой учителей. И не только математики, и не только в нашей школе, а в целом по городу» (Республика Удмуртия).
Как правило, стимулирующие выплаты положены за участие в конференциях и конкурсах (67%), достижения учеников (49%), классное руководство (42%). В ряде школ их не платят вообще — об этом сообщили 13% респондентов, а еще 5% отмечают, что платят их крайне редко: «Стимулирующие выплаты практически отсутствуют, иногда бывает 500 рублей» (Омская область); «Говорят, что на стимулирование нет финансирования» (Свердловская область).
«Учителя называют эту систему «корм за лишний кувырок». Подтверждать каждое достижение нужно документально, а доплаты небольшие», — отмечает зампредседателя комитета Государственной Думы РФ по образованию и науке Любовь Духанина. «Стимулирующий балл может стоить 1 рубль 20 копеек. В некоторых школах доплату в 120 рублей можно получить за посещение пяти музеев и театров, но билеты учителя должны приобретать за свой счет», — подчеркивает она. Педагоги говорят об уменьшении «стоимости» стимулирующих баллов (39%), невыплате обещанных премий (25%), увеличении оклада при уменьшении стимулирующих (21%).
Почти половина учителей, участвовавших в проведении государственной итоговой аттестации (49%), не получили за это никаких доплат, еще 8% педагогов отметили, что им платили за ГИА, но не оплачивали этот день в школе, из-за чего зарплата оказалась ниже обычной: «Один час моей работы на ППЭ — 49,97 рублей. И эта оплата независимо от того, в отпуске или ещё работаешь. Техническое обеспечение процедуры ЕГЭ и ОГЭ никак не финансируется. Каждый пункт выкручивается кто как может. Сверху говорят: «приносите технику из дома» (Кемеровская область). Чаще всего учителя выступали в роли организаторов (44%) — проверяли документы, проводили инструктаж, следили за соблюдением правил. «За отказ от участия в ГИА грозят лишением части зарплаты, разбирательством с министерством», «Предупреждали о штрафах при списывании детей и нарушении выполнения инструкции в размере от 40 тыс. до 200 тыс. рублей», — сообщают педагоги.
Свою работу треть учителей (33%) оценили как тяжелую, однако отметили, что увольняться не планируют. Каждый десятый педагог отметил, что работа доставляет много удовольствия, и лишь иногда их что-то огорчает. Трое из десяти учителей считают, что в их работе есть трудности, но они решаемы, 18% — что работать очень трудно, и скоро они могут уйти из школы, а 2% респондентов уже приняли решение об уходе или даже написали заявление.
Говоря об атмосфере в школе, 22% учителей отметили, что их не устраивают отношения с администрацией, 16% — с родителями, и только 4% педагогов не удовлетворены своими отношениями с учениками.
«На всех уровнях власти есть понимание, что нужно двигаться к достойному окладу за одну ставку педагогической работы и отказаться от сложившейся непрозрачной и несправедливой системы расчета зарплаты. В качестве первого шага необходимо установить гарантированный базовый оклад за ставку не ниже уровня МРОТ. Эта позиция была озвучена нами в Государственной Думе в ходе больших парламентских слушаний. Такой шаг потребует дополнительных средств и проявления политической воли. Но без этого невозможно решить проблему нехватки учителей, выполнить задачу привлечения в школу лучших специалистов, а в итоге — и реализовать национальный проект «Образование», — заключила Духанина.