21.10.2019 20:01
Аналитика.
Просмотров всего: 72071; сегодня: 2.

Почему африканские студенты поступают вузы России

По словам директора Института развития образования НИУ ВШЭ, это объясняется тем, что российские программы в вузах дешевле, чем на Западе, при этом они гарантированно дают возможность трудоустройства у себя на родине, сообщает ТАСС.

Россия и страны Африки имеют богатую историю взаимоотношений, одним из ключевых аспектов которой служит сотрудничество в сфере образования. Перед масштабным саммитом Россия - Африка, стартующим на днях в Сочи, портал "Будущее России. Национальные проекты", оператором которого является ТАСС, выяснил, почему африканские студенты поступают в российские вузы, и чем это полезно не только для Африки, но и для России.

Зарождение отношений.

Африканские студенты начали приезжать на учебу в СССР в конце 1950-х годов: в 1958/59 учебном году их насчитывалось 103, а уже через год - почти в пять раз больше - около 500 человек. Тогда же, в 1960 году, в Москве создают Университет дружбы народов имени Патриса Лумумбы (ныне РУДН). Это, как отмечают в Минобрнауки России, стало знаковым событием в развитии советско-африканского сотрудничества в образовании.

"С каждым годом африканских студентов в советских вузах становилось все больше и больше, причем они учились не только в РСФСР, но и в других республиках - Украинской ССР, Белорусской ССР. Если говорить о РУДН, в Африке нет той страны, гражданин которой не получил бы здесь образование", - рассказывает проректор РУДН по международной деятельности Лариса Ефремова.

Учиться приезжали как из стран, расположенных в северной части континента, - Алжира, Египта, Ливии, Мавритании, Марокко, Туниса, Судана, - так и из стран к югу от Сахары. Согласно архивным данным Министерства высшего и среднего специального образования СССР, всего в период с начала 1960-х по начало 1990-х годов в вузах, НИИ, ПТУ и техникумах были подготовлены более 60 тысяч дипломированных специалистов. Кадры были необходимы для развития жизненно важных отраслей: промышленности, сельского хозяйства, транспортной и социальной сфер. Неудивительно, что наибольшей популярностью пользовались инженерно-технические и естественно-научные специальности.

Для Советского Союза такой вклад в образование африканских студентов был не только жестом дружбы по отношению к странам континента, но и политикой по укреплению рынков сбыта собственной продукции, полагает директор Института развития образования НИУ ВШЭ Ирина Абанкина. "В СССР программы высшего образования, по которым учились африканские студенты, в основном были связаны с обслуживанием советского оборудования и подготовкой специалистов, способных его эксплуатировать. Так или иначе это было связано с поставками нашего оборудования в эти страны и его последующей эксплуатацией", - объясняет она, добавляя, что, помимо этих направлений, в советских вузах велась и политическая подготовка студентов из Африки, которых готовили по экономическим, управленческим и юридическим специальностям.

Ослабление контактов.

Распад Советского Союза ослабил некогда сильные образовательные контакты России с Африкой. Одним из факторов, по мнению проректора Института русского языка имени А. С. Пушкина Шивлеты Тагировой, было то, что за это время на континенте значительно сократились масштабы изучения русского языка в школах, колледжах и университетах.

Впрочем, эксперты отмечают, что проблема заключалась в сокращении наплыва иностранных студентов в целом, а не только из конкретного региона. "После распада Советского Союза у нас была проблема с приездом иностранных студентов. Но РФ постепенно исправила эту ситуацию, в том числе и для абитуриентов из африканского региона", - рассказывает проректор РУДН.

По ее словам, в последние четыре-пять лет университет активно решает задачу по возвращению на африканский континент, продвигая свои образовательные программы с помощью членов Ассоциации выпускников российских и советских вузов, которые находятся в Африке, а также непосредственно через работодателей и бизнесменов. "Сегодня у нас с африканского континента в целом более тысячи студентов обучаются по всем уровням - и студенты, и ординаторы, и аспиранты. К примеру, в советский период ежегодно обучались где-то до 1000 студентов из Африки", - говорит Ефремова.

Восстановление интереса.

Рост числа африканских студентов отмечают и в Россотрудничестве. "Объемы подготовки национальных кадров для зарубежных стран в период СССР, конечно, были серьезными. Однако, учитывая то, что обучение специалистов происходило на всей территории Советского Союза, количественные показатели подготовки иностранных граждан в учебных учреждениях Российской Федерации являются соизмеримыми", - считают в федеральном агентстве, представительства которого сегодня действуют в восьми странах Африки. На их базе в том числе организуются различные мероприятия по продвижению российского образования, культуры, укреплению позиций русского языка в регионе.

По данным Россотрудничества, в 2018 году в России обучались порядка 17 тыс. студентов более чем из 50 стран Африки, из них 4 тыс. - за счет средств федерального бюджета. Такие же цифры привели и в Минобрнауки России, уточнив, что остальные 13 тыс. студентов учились либо за свой счет, либо за счет компаний. Причем в ведомстве отмечают, что в последние годы в связи с развитием прямых межвузовских связей наблюдается тенденция роста числа студентов, обучающихся на коммерческой основе: например, в прошлом году на платные отделения поступили более 4 тыс. человек - в два раза больше, чем на бюджет.

По словам директора Института развития образования НИУ ВШЭ, это объясняется тем, что российские программы в вузах дешевле, чем на Западе, при этом, учитывая хорошее качество образования, они гарантированно дают возможность трудоустройства у себя на родине. "Наши программы подготовки короче и существенно дешевле, а образование качественное. Поэтому им нашей подготовки достаточно для того, чтобы по возвращении на родину войти в престижные сферы", - уверена Абанкина.

Самые популярные.

К таким престижным сферам, помимо традиционного инженерно-технического направления, эксперты относят в первую очередь здравоохранение.

В Минобрнауки подтверждают: основные специальности, по которым проходят обучение африканцы в российских университетах, - "лечебное дело", "стоматология", "фармация". Не менее охотно как в столичных, так и в региональных российских вузах африканцы изучают экономику, нефтегазовое дело, строительство, электроэнергетику, электротехнику, инфокоммуникационные технологии и системы связи.

"Мы также продвигаем программы, имеющие отношение к экологической безопасности. Ищем не только студентов, но и индустриальных партнеров, которым в перспективе нужны будут эти студенты. Предположим, в Намибии запланировано строительство перерабатывающего комбината, значит, нужны специалисты в этой области, и мы ведем переговорный процесс с национальными органами власти, отвечающими за подготовку кадров, и с бизнес-сообществом", - объясняет проректор РУДН.

Российский интерес.

Подобные программы, как и в целом обозначенная в нацпроекте "Образование" политика государства по увеличению в стране числа иностранных студентов, в частности из Африки, по мнению экспертов, выгодны в первую очередь для самой России. "Для нас это означает партнерство и улучшение имиджа нашего образования, его качества", - рассуждает Абанкина.

С ней соглашается и Шивлета Тагирова, которая является одним из разработчиков приоритетного проекта "Развитие экспортного потенциала российской системы образования". "Африканские выпускники отечественных вузов - это потенциальные экономические, бизнес-партнеры российских компаний и организаций, которые в международном сотрудничестве приоритет будут отдавать российским партнерам, российскому рынку, что автоматически влечет за собой развитие различных отраслей экономики, сырьевого и несырьевого экспорта", - уверена она.

Вклад бизнеса.

Российское бизнес-сообщество, заинтересованное в расширении своего присутствия на африканском рынке, роль образования не только понимает, но и всячески способствует ее усилению. Так, государственная корпорация "Росатом" с 2010 года помогает иностранным студентам получать профильное образование в партнерских вузах компании. "Сегодня в России проходят обучение по атомным специальностям порядка 300 студентов более чем из 15 африканских стран (Алжира, Ганы, Египта, Замбии, Кении, Нигерии, Танзании, Уганды, Эфиопии и Южной Африки)", - рассказали в пресс-службе корпорации.

В свою очередь, компания "Русал" в 2011 году запустила стипендиальную программу для талантливой молодежи Гвинеи, с которой сотрудничает в разработке месторождений цветных металлов. Благодаря программе 100 африканских студентов смогли получить бесплатное образование в лучших московских и сибирских вузах, а также пройти производственную практику на предприятиях компании или в головном офисе.

"По окончании обучения несколько студентов остались работать на предприятиях "Русала" в России. В Гвинее же работают более 80 выпускников этой стипендиальной программы, из них более 30 - в народном хозяйстве страны", - отметили в пресс-службе компании.

В 2018 году "Русал" повторил эксперимент и выдал 101 стипендию на сумму более 0,5 млрд рублей на подготовку будущих специалистов в горнодобывающей отрасли, строительстве железных дорог, экономике и медицине.


Ньюсмейкер: Национальное деловое партнерство "Альянс Медиа" — 12063 публикации
Поделиться:

Интересно:

Международный Муниципальный Форум БРИКС стартовал в Санкт-Петербурге
01.11.2025 11:49 Новости
Международный Муниципальный Форум БРИКС стартовал в Санкт-Петербурге
Международный Муниципальный Форум БРИКС (ММФ БРИКС) начался в Санкт-Петербурге 29 октября. Генеральным партнером мероприятия выступает Правительство Москвы. В организации и работе мероприятия активное участие принимает Департамент внешнеэкономических и международных связей города Москвы (ДВМС) и Московский Центр Международного Сотрудничества. В ходе пленарной сессии «Стратегии развития умных городов: управление инфраструктурой» выступили руководитель ДВМС Сергей Черёмин, заместитель Министра иностранных дел России Сергей Рябков, председатель Московской городской Думы Алексей Шапошников, управляющий член совета директоров международной инвестиционной компании «Хуамин» (КНР) Ли Чжэн, Губернатор Гаваны Янет Эрнандес Перез и другие официальные лица. Они обсудили модели устойчивого развития муниципалитетов, эффективные «умные» технологии и цифровые решения, эффективные форматы обмена...
История рекламы в России
30.10.2025 19:02 Аналитика
История рекламы в России
В Средние века на Руси, чтобы привлечь покупателей, коробейники и зазывалы устраивали театрализованные представления со стихами и музыкой. О том, как на смену такой рекламе пришли газетные объявления, плакаты и телевизионные ролики - читайте в материале. Первая реклама: выкрики, прибаутки и лубки Первая реклама на Руси появилась на рубеже X и XI веков. Тогда купцы стали нанимать коробейников и зазывал, которые придумывали про товары небольшие стишки. В то же время на ярмарках были распространены выкрики и прибаутки. В них продавцы описывали товары, сообщали об их цене. Чтобы завлечь покупателей, зазывалы придумывали шутки. Выступления часто сопровождались театральными представлениями и музыкой. Возникла в это время и первая антиреклама — остроумные...
Вечный источник тока: загадка "багдадской батарейки", которой 2000 лет
29.10.2025 19:03 Новости
Вечный источник тока: загадка "багдадской батарейки", которой 2000 лет
В 1936 году недалеко от Багдада нашли странный древний артефакт. Казалось бы, обычная керамика возрастом две тысячи лет. Но когда специалисты изучили находку, ахнули: конструкция способна производить электрический ток. Могли ли древние цивилизации знать об электричестве? Или это величайшая археологическая ошибка, которую до сих пор не хотят признавать? Уникальная находка, которую никто не искал История началась в местечке Худжут-Рабу, неподалеку от древнего Ктесифона — столицы Парфянской империи. Рабочие копали траншею для железнодорожных путей и обнаружили развалины древнего поселения. Среди руин нашли необычный глиняный сосуд. Находкой заинтересовался Вильгельм Кениг — немецкий археолог, работавший в Национальном музее Ирака. Впрочем, как именно артефакт попал к нему, доподлинно не известно. Одни источники утверждают, что Кениг сам участвовал в раскопках 1936 года. Другие —...
Как родные: история обрусевших вещей
29.10.2025 13:10 Аналитика
Как родные: история обрусевших вещей
Многие изобретения древних народов сегодня были бы знакомы лишь историкам, если бы не получили второе рождение в России. Кто помнит, что предок кокошника родом из Древней Греции, а валенки пришли к нам от иранских племен, кочевавших в Центральной Азии? О самых известных русских «брендах» с нерусскими корнями - читайте в материале. Купола церквей После принятия христианства на Руси началось строительство храмов по византийскому крестово-купольному образцу. При этом древнерусские церкви не были их точной копией. Они отличались большими внутренними объемами и особой устремленностью ввысь. Византийские культовые сооружения строились из камня, а русские — в основном из дерева, хотя до наших дней сохранились именно каменные сооружения. Отличались русские храмы и количеством куполов:...
Они взяли Берлин. Через 30 лет...
27.10.2025 19:01 Аналитика
Они взяли Берлин. Через 30 лет
Шесть полных кавалеров Георгиевского креста стали Героями Советского Союза. Георгиевский крест считался самой почетной солдатской наградой в русской армии эпохи Первой мировой. Награда имела четыре степени. И счет полных кавалеров Георгиевского креста шел на тысячи. А воинов, ставших еще и Героями Советского Союза, можно пересчитать по пальцам. Иван Тюленев (1892 - 1978) Происхождение. Сын солдата. Чин, место службы. Драгун, младший унтер-офицер 5-го драгунского Каргопольского полка. Заслуги. Крест IV степени - за отличие в бою 11 сентября 1914 года, когда, "будучи в разъезде у д. Холупки-Сечки окруженным противником, прорвался через неприятельские цепи и присоединился к эскадрону, дав ценные сведения о противнике и его тыле"1. Крест III степени - за лихую разведку на реке Бзуре 15 марта 1915 года2. Крест III степени, замененный крестом II степени, - за то, что 14 июля...