Эксперты образовательной отрасли и представители бизнеса обсудили формирование института наставничества, реализацию лучших практик и дальнейшие перспективы развития направления.
Образовательное наставничество как тренд непрерывного образования.
«До XXI века в каком контексте бы мы не обсуждали образование, оно должно было быть таким, чтобы человек мог работать, а теперь все институциональные структуры начинают переходить в контекст непрерывного образования, потому что чему бы вы не научили человека, через 10-15 лет его знания устареют», — рассказала заведующая лабораторией индивидуализации и непрерывного образования Института непрерывного образования Московского городского педагогического университета Татьяна Ковалева.
Эксперт также отметила, что институт наставничества может возникнуть в профессиональной среде, где сложная профессия требует постоянной актуализации навыков и длительного вхождения в работу, также развивается образовательное наставничество в качестве непрерывного образования, что успешно реализуется, например, в «Высшей школе экономики» и Российском университете дружбы народов.
Учитель-продюсер отвечает вызовам Vuca-мира.
Об актуальности наставничества в современном мире рассказала директор национального ресурсного центра «Ментори» Ирина Пронькина.
По словам эксперта, до 2000 года мы жили в Spod-мире (устойчивый, предсказуемый, простой, определенный), на смену которому пришел мир Vuca (нестабильный, сложный, неоднозначный, неопределенный). Один из вызовов современного мира — высокая скорость информации: 90 % всех имеющихся данных в мире на текущий момент сформировано за последние 2 года, контент трёхлетней давности совершенно устарел. В мире Vuca нужно быть быстрым, гибким, динамичным.
«Меняются отношения формата «учитель-ученик»: если раньше учитель был просто транслятором знаний, то сейчас педагог — некий продюсер, а ученик уже не «впитыватель» знаний, потому что знания сегодня не уникальны и найти их можно где угодно. Наставничество потому и актуально, что это технология интенсивного развития личности, позволяющая сформировать компетенции через передачу знаний и реального опыта».
Эксперт также отметила, что тема наставничества красной нитью проходит в национальных проектах. Обеспечение глобальной конкурентоспособности российского образования не будет возможно без вовлечения обучающихся в институт наставничества.
Наставничество как ценность для бизнеса.
Опытом наставничества и обеспечением профессионального роста специалистов поделились также эксперты из компаний «Росатом», «Кухонный двор» и «ГазАртСтрой».
«Развитие института наставничества – наша ценность, которая была заложена с самого рождения корпорации. Мы не можем просто взять сотрудника с рынка труда. У нас в компании есть методика, которая разделяет сотрудников на категории наставничества: студенты целевого набора, стажеры, молодые сотрудники, резерв высших руководителей — по каждой ступеньке есть определённые механизмы наставничества и развития кадров» — рассказал эксперт отдела развития и оценки квалификаций и коммуникаций в строительном комплексе частного учреждения Госкорпорации «Росатом» Геннадий Громяцкий.
Семинар завершился мастер-классом от руководителей центра наставничества «Ментори», посвященный функционированию института наставничества в образовательных организациях.