Школа и детский сад — два смежных звена в системе образования. Успехи в школьном обучении во многом зависят от качества знаний и умений, сформированных в дошкольном возрасте, от уровня развития познавательных интересов и познавательной активности ребёнка. «Школьное обучение никогда не начинается с пустого места, а всегда опирается на определённую стадию развития, проделанную ребёнком», — писал психолог, учёный Лев Выготский.
Введение ФГОС в структуру программы дошкольного образования и принятие новых Федеральных государственных образовательных стандартов начального школьного образования – важный этап преемственности детского сада и школы.
Именно преемственности была посвящена в этом году «Зимняя школа» руководителей дошкольных организаций, которая прошла в гостеприимном подмосковном городе Орехове-Зуеве. Издательство «Русское слово» совместно с Государственным гуманитарно-технологическим университетом и Московским областным центром дошкольного образования «Содружество» собрали педагогов Московской области, чтобы обсудить современные аспекты преемственности дошкольного и начального общего образования.
«Общая цель педагогов дошкольного образования — воспитать свободную, творческую личность, которая может создавать, творить. Такому ребёнку будет легче достигать результатов. Для нас самое важное сейчас — помочь ребёнку найти необычное как в самом себе, так и в окружающем его мире, чтобы потом, в начальной школе и ему легче было учиться, и педагогу интересно с ним работать», — отметила, выступая перед участниками семинара, Марина Лобзина, исполнительный директор издательства «Русское слово».
«Проблема школьной адаптации для нас является одним из главных вопросов, который во многом меняет и саму систему жизни ребёнка до школы. Такое внимание к адаптации в начальной школе сложилось буквально в последнюю четверть века, когда на проблему перехода в начальную школу стали смотреть совсем по-другому. Это сильно повлияло на деятельность дошкольных образовательных организаций и организаций дополнительного образования», — рассказал Иван Кириллов, кандидат психологических наук, доцент, заместитель директора по науке Института изучения детства, семьи и воспитания РАО.
В рамках «Зимней школы» обсуждалось дошкольное и начальное образование в контексте национального проекта «Образование»: нормативно-правовые основы организации и содержания воспитания, обучения и развития детей.
Надия Юсупова, кандидат филологических наук, доцент, ректор ГОУ ВО МО «Государственный гуманитарно-технологический университет», напомнила об особом внимании президента России Владимира Путина к дошкольному образованию и развитию детских садов, отметила необходимость внедрения новых образовательных методик и технологий.
«Я хотела бы пожелать всем вам интересного, творческого взаимообмена новыми идеями. И надеюсь, что всё, чему вы здесь научитесь и чем поделитесь, вы привезёте в свои муниципалитеты, дошкольные организации и дальше будете распространять этот интересный опыт», — сказала в приветственном слове Надия Юсупова.
Руководители дошкольных организаций приняли участие в мастер-классах и тренингах. Заместитель руководителя Центра дошкольного образования издательства «Русское слово» Елена Каралашвили провела игровой тренинг по социально-коммуникативному развитию. Старший методист Центра дошкольного образования Любовь Павлова организовала практикум по работе с развивающими тетрадями при подготовке детей к школе. Нетрадиционные техники для развития творческой активности детей старшего дошкольного возраста педагогам представила Элла Шадрина, методист по художественно-эстетическому направлению.
Анна Печерская, главный редактор Центра дошкольного образования издательства «Русское слово», провела дискуссию на тему «Роль семьи в воспитании ребёнка», рассказала о серии развивающих тетрадей «Я люблю...», в которую входят такие издания, как «Я люблю свою семью», «Я люблю свою страну» и «Я люблю свою планету».
Обогатив свои профессиональные знания и компетенции, почти двести руководителей дошкольных организаций отправились внедрять новые технологии и методики в педагогическую практику. Слушатели высказали свою благодарность организаторам «Зимней школы» и пожелание о совместной работе с педагогами начальной школы в таком формате.