15 сентября отмечается Международный день демократии, провозглашённый Генеральной Ассамблеей ООН в 2007 году. Все ли могут ответить на вопрос, что такое демократия? В каких школьных учебниках затрагивается эта тема? Как учителю доступно объяснить её ученикам? Об этом – в нашем сегодняшнем материале.
Происхождением термина «демократия» мы обязаны древним грекам, связавшим слова δῆμος («народ») и κράτος («власть») в одно, дав человечеству не только новое слово, но и новую форму правления – демократию, то есть народовластие.
Демократия – форма политического устройства, основанная на принципах народовластия, верховенства законности, политического плюрализма, свободы и равноправия граждан. Такое определение приводится в учебнике обществознания для 7 класса (https://russkoe-slovo.ru/catalog/395/51286/), выпущенном издательством «Русское слово» под научной редакцией доктора исторических наук, профессора, декана факультета государственного управления МГУ имени М.В. Ломоносова Вячеслава Никонова.
Однако первое знакомство с темой демократии происходит у школьников не в 7 классе на уроке обществознания, а раньше: в 5 классе на уроках всеобщей истории (https://xn----dtbhthpdbkkaet.xn--p1ai/%D0%B8%D1%81%D1%82%D0%BE%D1%80%D0%B8%D1%8F/pages/81913/) они уже сталкиваются с этим понятием при изучении истории Древней Греции (см. линию учебников по всеобщей истории для 5‑9 классов (https://xn----dtbhthpdbkkaet.xn--p1ai/%D0%B8%D1%81%D1%82%D0%BE%D1%80%D0%B8%D1%8F/pages/81913/) под научной редакцией академика РАН, доктора исторических наук, профессора Сергея Карпова).
Стоит отметить, что суть демократической формы правления менялась со временем. «В Древней Греции к народу относили не каждого. Чтобы стать частью народа – гражданином, надо было этому народу послужить или родиться свободным человеком. В наше либеральное время каждый человек рождается свободным, поэтому понятие "народ" более обширно. И власти у народа прибавилось: участие в федеральных и региональных выборах и референдумах, контроль за органами государственной и муниципальной власти, участие в общественных объединениях граждан», – поясняет Юрий Кочеров, методист издательства «Русское слово».
В учебнике издательства «Русское слово» по обществознанию для 7 класса демократии посвящён отдельный параграф (§ 24). В нём тема изложена достаточно подробно и доступно с учётом возрастных особенностей детей-семиклассников. Имеются интересные практические задания, предполагающие работу с интернет-ресурсами, например порталом «Президент России – гражданам школьного возраста».
Говоря о демократии на уроках обществознания, стоит напомнить известную цитату Авраама Линкольна, хорошо объясняющую это понятие: «Демократия – это правление народа, избранное самим народом и для народа». Отличным способом знакомства с демократией, по мнению методиста издательства «Русское слово», будет применение её принципов прямо на уроке.
«Учитель может создать ситуацию, в которой ученикам необходимо будет избрать своего представителя или нескольких представителей для решения какой-либо учебной задачи, оговорив при этом возможность перевыбора в том случае, если выбранные представители с поставленной задачей не справятся. Неплохим подспорьем в изучении этой темы может стать школьное самоуправление, которое позволяет учащимся стать активными субъектами школьной жизни», – говорит Юрий Кочеров.
Темы, связанные с политической сферой жизни общества, многогранны и интересны как с точки зрения школьника, так и с точки зрения учителя. Полноценно раскрыть их на уроках помогут учебники по обществознанию издательства «Русское слово» для 6–9 и 10–11 классов, выпущенные под научной редакцией доктора исторических наук, профессора, декана факультета государственного управления МГУ имени М.В. Ломоносова Вячеслава Никонова. Авторский коллектив учебников включает учёных, специалистов в области общественных наук, преподавателей факультета государственного управления МГУ имени М.В. Ломоносова.
Учебники рекомендованы Министерством просвещения Российской Федерации к использованию при реализации программ общего образования. Данная линия учебников по обществознанию от издательства «Русское слово» – победитель в номинации «Учебник XXI века» на конкурсе «Книга года – 2019».